Роль цифровых коммуникаций в распространении социально-политических протестных настроений российской городской молодежи (на примере Екатеринбурга)

  • Валерия Андреевна Франц Уральский федеральный университет
  • Оливер Койне Уральский федеральный университет

Аннотация

Роль цифровых коммуникаций в распространении социально-политических протестных настроений в молодежной среде на сегодняшний день является актуальной научно-практической проблемой и активно изучается. При этом вопрос о влиянии интернет-технологий и платформ, в первую очередь, социальных сетей, на интенсификацию оффлайн-протестов и возможность реализации социально-политических трансформаций остается открытым. В научном сообществе существуют противоположные мнения на этот счет. При этом ряд исследований показывает, что существует зависимость взаимосвязи онлайн и оффлайн протеста от странового контекста. В связи с этим важной задачей представленного в статье исследования стал анализ взаимосвязи социально-политической протестной активности молодежи в онлайн и оффлайн среде с учетом особенностей социально-политической ситуации в России.

Помимо, собственно, роли цифровых коммуникаций в распространении социально-политических протестных настроений екатеринбургской молодежи, изучались предпочитаемые молодежью и наиболее распространенные формы и каналы интернет-коммуникаций в рамках протестной активности. Кроме того, рассматривались основные факторы и причины возникновения у молодых екатеринбуржцев протестных настроений, которые далее соотносились с наиболее влиятельными теориями о причинах протестных настроений и действий – коллективного действия, относительной депривации и мобилизации ресурсов.

Для проведения исследования использовались методы опроса и экспертного интервью. Опрос охватил 506 представителей молодежи города в возрасте от 14 до 29 лет, отобранных на основании квотной выборки по критериям района проживания, пола и возраста.  Экспертные интервью были взяты у 5 человек, двое из которых являются академическими исследователями в области молодежного протеста, ведущими соответствующие исследования в течение нескольких лет, а еще трое – практиками в сфере политики.

Результаты исследования предлагают ответы на вопросы о социальном самочувствии молодежи Екатеринбурга в целом, ее ценностях и потребностях, соответствии ее ожиданий и реальности; наиболее эффективных и предпочтительных с точки зрения екатеринбургской молодежи формах и пространствах выражения и распространения социально-политических протестных настроений и действий; причинах затрудненности перехода протестных настроений, выражаемых в основном в цифровой среде, в оффлайн-формат.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Валерия Андреевна Франц, Уральский федеральный университет

кандидат политических наук, доцент Уральского федерального университета

Оливер Койне, Уральский федеральный университет

PhD, доцент Уральского федерального университета

Литература

Bauman, Z. (2011). Culture in a liquid modern world. Polity.

Boulianne, S. (2019). Revolution in the making? Social media effects across the globe. Information, Communication & Society, 22(1), 39–54. https://doi.org/10.1080/1369118X.2017.1353641

Breuer, A., Landman, T., Farquhar, D. (2015). Social Media and Protest Mobilization: Evidence from the Tunisian Revolution. Democratization, 22(4), 764–792. https://doi.org/10.1080/13510347.2014.885505

Davis, J. (1970). When men revolt and why. Free Press.

Gil de Zúñiga, N., Molyneux, L., Zheng, P. (2014). Social media, political expression, and political participation: Panel analysis of lagged and concurrent relationships. Journal of Communication, 64(4), 612–634. https://doi.org/10.1111/jcom.12103

Gurr, T. (2010). Why Men Rebel. Paradigm Publishers.

Jost, T. J., Barbera, P., Bonneau, R., Langer, M., Metzger, M., Nagler, J., Sterling, J., Tucker, A. J. (2018). How Social Media Facilitates Political Protest: Information, Motivation, and Social Networks. Advances in Political Psychology, 39(1), 85–118. https://doi.org/10.1111/pops.12478

Inglehart, R. (1977). The Silent Revolution. Princeton University Press.

Kirkizh, E. A., Koltsova, O.Yu. (2016). Vliyaniye interneta na uchastiye v protestakh [The impact of the Internet on participation in protests]. Politiya. Analiz. Khronika. Prognoz, 1(80) 90–110. [In Russian].

Kon, I. S. (1988). Kratkii slovar’ po sotsiologii [A concise dictionary of sociology]. Politizdat. [In Russian].

Lotan, G., Graeff, E., Ananny, M., Gaffney, D. F. (2011). The Revolutions Were Twitted: Information Flows During the 2011 Tunisian and Egyptian Revolutions. Journal of Communication, 5(5), 1375–1405. http://ijoc.org/ojs/index.php/ijoc/article/view/1246

Merton, R. K. (1968). Social theory and social structure. Free Press.

Meyer, D. S. (2004). Protest and Political Opportunities. Annual Review of Sociology, 30, 125–145. https://doi.org/10.1146/annurev.soc.30.012703.110545

Milbrath, L. (1965). Political Participation: How and Why Do People Involved in Politics. Rand McNally & Company.

Ozler, S. I. (2013). Political Institutions and Protest: A Comparative Analysis. Representation. Journal of Representative Democracy, 49, 135–154. https://doi.org/10.1080/00344893.2013.800348

Petukhov, V. V., Barash, R. E., Sedova, N. N., Petukhov, R. V. (2014). Grazhdanskiy aktivizm v Rossii: motivatsiya, tsennosti i formy uchastiya [Civic activism in Russia: Motivation, values and forms of participation]. Vlast, 9, 11–19. [In Russian].

Pocheptsov, G. G. (2005). Revoliutsiia.com: Osnovi protestnoi inzhenerii [Revolution.com. Basics of the protest engineering]. Evropa. [In Russian].

Pyrma, R. V. (2019). Protestnyye nastroyeniya rossiyskoy molodezhi v tsifrovoy seti [Protest moods of Russian youth in a digital network]. Vestnik Finansovogo universiteta, 9(6), 100–110. [In Russian]. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2019-9-6-100-110

Pyrma, R. V. (2019). Vliyaniye tsifrovykh kommunikatsiy na politicheskoye uchastiye [The influence of digital communications on political participation]. Vestnik Finansovogo universiteta, 9(4), 63–69. [In Russian]. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2019-9-4-63-69

Skiperskikh, A. V. (2014). Poverkhnosti protesta: osobennosti politicheskogo pisma v sovremennoi Rossii [Surface of protest: political letter in modern Russia]. Politicheskaya lingvistika, 1(47), 108–113. [In Russian].

Skoric, M., Zhu, Q., Goh, D., Pang, N. (2016). Social media and citizen engagement: A meta-analytic review. New Media & Society, 18(9), 1817–1839. https://doi.org/10.1177/1461444815616221

Smelser, N. J. (1963). Theory of Collective Behavior. The Free Press of Glencoe.

Steinert-Threlkeld, Z. C., Mocanu, D., Vespignani, A., Fowler, J. (2015). Online social networks and offline protest. EPJ Data Science, 4(19), 1–9. https://doi.org/10.1140/epjds/s13688-015-0056-y

Stouffer, S., Suchman, E. (1949). The American Soldier: adjustment during army life. Princeton University Press.

Tarrow, S. (2011). Power in Movement. Social Movement and Contentious Politics. Cambridge University Press.

Ushkin, S. G. (2015). Teoretiko-metodologicheskiye podkhody k izucheniyu setevoy protestnoy aktivnosti: ot «umnoy tolpy» k «slaktivizmu» [Methodological approaches towards studying network protest activity: from smart mobs towards slacktivism]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny, 3, 3–12. [In Russian]. https://orcid.org/0000-0003-4317-6615

Welzel, C., Deutsch, F. (2012). Emancipative Values and Non-Violent Protest: The Importance of «Ecological» Effects. British Journal of Political Science, 42(2), 465–479. https://doi.org/10.1017/S0007123411000421

Опубликован
2020-12-08
Как цитировать
ФранцВ. А., & КойнеО. (2020). Роль цифровых коммуникаций в распространении социально-политических протестных настроений российской городской молодежи (на примере Екатеринбурга). Коммуникации. Медиа. Дизайн, 5(3), 5-22. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/11652
Раздел
Научные статьи