Сумма подвижных технологий

  • Дмитрий Хаметович Булатов Государственный центр современного искусства
Ключевые слова: современное искусство, art&science, новый материализм, глубокие медиа, недискретные топологии, неантропоцентризм, нечеловеческие акторы, био-арт, постбиология

Аннотация

Обращение современных художников к науке и новейшим технологиям — робототехнике, IT, биомедицине — заставляет по-новому формулировать понятие искусства. Достаточно представить себе «полуживую» кибернетическую сущность, которая появляется в результате проектной деятельности, уже ничего общего с жизнью не имеющей, за исключением того, что она возникает из «самих методов жизни», — и мы понимаем, что существующая система искусства (хранения, репрезентации и т. д.) тотально не приспособлена для подобного рода художественных работ. Все эти нечеловеческие субъекты, взаимодействуя друг с другом, порождают сложную системную целостность — новые пространства существования искусства, где человеку отводится не самая важная роль. Существуют ли рабочие концепции и форматы искусства, описывающие актуальные способы проживания между человеческим и нечеловеческим? Когда художник что-то создаёт, а затем уступает функцию посредника гибридной, полуавтономной и развивающейся во времени системе? Или включает в своё произведение в качестве соавтора ИИ, бактерии, магнитные поля, гравитацию и т. д. — всё то, что получило название «нечеловеческих» агентов? Рассмотрение этих вопросов вряд ли возможно без учёта опыта art&science — художественного направления, представители которого разрабатывают интерпретации искусства как непрерывной динамической игры; искусства, которое исходит из понимания сложности мира и, как может, отображает это понимание. Такой подход производит реальность, в которой автономия, свобода выбора и креативность не считаются атрибутами только человеческого. В статье рассматриваются примеры «адаптивного» проектирования на пересечении искусства и науки, основывающиеся на открытом поиске возможностей, которые не могут быть исчерпывающим образом предсказаны заранее. Все эти проекты ставят под вопрос человекоцентричную оптику с её стремлением изобразить материю в качестве пассивной и безмолвной силы. В отличие от существующей художественной традиции, которая испытывает глубокое недоверие к материи, каждый из этих примеров предлагает своё описание материального мира на уровне динамических взаимоотношений.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Дмитрий Хаметович Булатов, Государственный центр современного искусства

Куратор Государственного центра современного искусства, Балтийский филиал организатор выставочных и издательских проектов в области art&science и новых медиа (Калининград, Россия)

Литература

Булатов Д. (2019) «Новое состояние живого» уже здесь. URL:http://www.arterritory.com/ru/novosti/7987-novoe_sostojanie_zhivogo_uzhe_zdesj/.
Булатов Д. (2015). Sex oriented science и другие технологические истории. URL:http://www.arterritory.com/ru/teksti/kommentarii/4593-sex_oriented_science_i_drugie_tehnologicheskie_istorii_/.
Галеев Б. (2010) Советский Фауст: Лев Термен — пионер электронного искусства, (2-е изд.), Казань: Казан. Гос. Консерватория.
Лем С. (1968) Сумма технологии. Б. В. Бирюков, Ф. В. Широков (ред.) М.: Издательство «Мир». URL:https://gtmarket.ru/laboratory/basis/4511.
Морозов Д. (2019) Инженерные сущности. URL:https://syg.ma/@sygma/inzhieniernyie-sushchnosti-intierviu-s-vtol.
Урманцева А. (2018) Техническое зазеркалье: как рождается современное искусство. URL:https://www.popmech.ru/gadgets/452262-tehnicheskoe-zazerkale-kak-rozhdaetsya-sovremennoe-iskuss/#part0.
Хухтамо Э. (2016). Как работают образы воображаемого медиакультуры: медиаархеологическая перспектива. Д. Х. Булатов (ред.) По ту сторону медиума: Искусство, наука и воображаемое технокультуры, Калининград: БФ ГЦСИ: 46–51.
Baecker R. (2019). Putting the Pieces Back Together Again. In G. Stocker, Ch. Schöpf, H. Leopoldseder (Eds.), Out of the Box: The Midlife Crisis of the Digital Revolution, Ars Electronica 2019 Festival for Art, Technology, and Society (pp. 57). Berlin: Hatje Cantz Verlag.
Bedau M. (2004). Artificial Life Illuminates Human Hyper-creativity. In D. Bulatov (Ed.), BioMediale. Contemporary Society and Genomic Culture (pp. 216–232). Kaliningrad: BB NCCA.
Bulatov D. (2019). The Art as the Conjectured Possible. Russian Studies in Philosophy, 57(2), 182–201. https://doi.org/10.1080/10611967.2019.1628574
Digital Art Weekly (2019). 18 Museums Boosting the Scene of Digital Art. URL:https://medium.com/digital-art-weekly/18-museums-boosting-the-scene-of-digital-art-f8a4b4fa5eb9.
Haapala L. (2019). Weather Report — Voicing a Call for Nordic Responsibility. URL:https://research.fng.fi/2019/05/24/editorial-weather-report-voicing-a-call-for-nordic-responsibility/.
Howse M. (2019). Test Execution Host. URL:https://www.kontejner.org/en/projekti/device_art-festival/device_art-6018/izlozba-4/test-execution-host.
Howse M. (2014). Sketches towards an Earth Computer. In P. Piirma, V. Valk (Eds.), Rhizope. Art & Science — Hybrid Art and Interdisciplinary Research (pp. 142–143). Kirjastaja: Estonian Academy of Arts.
Morozov D. (2019). Inzhenernye sushchnosti. URL:https://syg.ma/@sygma/inzhieniernyie-sushchnosti-intierviu-s-vtol.
Morozov D. (2019). Poise→[d]. In G. Stocker, Ch. Schöpf, H. Leopoldseder (Eds.), Out of the Box: The Midlife Crisis of the Digital Revolution, Ars Electronica 2019 Festival for Art, Technology, and Society (pp. 62). Berlin: Hatje Cantz Verlag. URL:http://vtol.cc/filter/works/Poise-d.
Morozov D. (2017). Until I Die. In D. Bulatov (Ed.) DIE AND BECOME! Art and Science as the Conjectured Possible (pp. 182–184). Gdansk: Laznia CCA.
Pask G. (1971). A comment, a case history and a plan. In J. Reichardt (Ed.), Cybernetics, Art and Ideas (pp. 76–110). London: Studio Vista.
Petric Š. (2019). Confronting Vegetal Otherness. In G. Stocker, Ch. Schöpf, H. Leopoldseder (Eds.), Out of the Box: The Midlife Crisis of the Digital Revolution, Ars Electronica 2019 Festival for Art, Technology, and Society (pp. 68–69). Berlin: Hatje Cantz Verlag.
Pickering A. (2013). Brains, Selves and Spirituality in the History of Cybernetics. In D. Bulatov (Ed.), Evolution Haute Couture: Art and Science in the Post-biological Age, (vol. 2), (pp. 290–303). Kaliningrad: BB NCCA.
Quadrature (2017). A Trip Close To Outer Space. In G. Stocker, A. J. Hirsch (Eds.), The Practice of Art and Science (pp. 39–43). Berlin: Hatje Cantz Verlag.
Quinn A. (2019). Celebrating 30 Years Ahead of the Curve in Art. URL:https://www.nytimes.com/2019/10/15/arts/zkm-digital-art.html.
Smrekar M. (2017). K-9_topology. URL:http://prix2017.aec.at/prixwinner/25890/.
Spacal S. (2015). Connections Continium: A Life. In T .Schubert, A. Adamatzky (Eds.), Experiencing the Unconventional: Science in Art (pp. 175–206). Singapore: World Scientific Publishing Co.Pte.Ltd. https://doi.org/10.1142/9789814656863_0010
Опубликован
2019-12-29
Как цитировать
БулатовД. Х. (2019). Сумма подвижных технологий. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 4(4), 112-128. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/10265
Раздел
Научные статьи