Сумма подвижных технологий
Аннотация
Обращение современных художников к науке и новейшим технологиям — робототехнике, IT, биомедицине — заставляет по-новому формулировать понятие искусства. Достаточно представить себе «полуживую» кибернетическую сущность, которая появляется в результате проектной деятельности, уже ничего общего с жизнью не имеющей, за исключением того, что она возникает из «самих методов жизни», — и мы понимаем, что существующая система искусства (хранения, репрезентации и т. д.) тотально не приспособлена для подобного рода художественных работ. Все эти нечеловеческие субъекты, взаимодействуя друг с другом, порождают сложную системную целостность — новые пространства существования искусства, где человеку отводится не самая важная роль. Существуют ли рабочие концепции и форматы искусства, описывающие актуальные способы проживания между человеческим и нечеловеческим? Когда художник что-то создаёт, а затем уступает функцию посредника гибридной, полуавтономной и развивающейся во времени системе? Или включает в своё произведение в качестве соавтора ИИ, бактерии, магнитные поля, гравитацию и т. д. — всё то, что получило название «нечеловеческих» агентов? Рассмотрение этих вопросов вряд ли возможно без учёта опыта art&science — художественного направления, представители которого разрабатывают интерпретации искусства как непрерывной динамической игры; искусства, которое исходит из понимания сложности мира и, как может, отображает это понимание. Такой подход производит реальность, в которой автономия, свобода выбора и креативность не считаются атрибутами только человеческого. В статье рассматриваются примеры «адаптивного» проектирования на пересечении искусства и науки, основывающиеся на открытом поиске возможностей, которые не могут быть исчерпывающим образом предсказаны заранее. Все эти проекты ставят под вопрос человекоцентричную оптику с её стремлением изобразить материю в качестве пассивной и безмолвной силы. В отличие от существующей художественной традиции, которая испытывает глубокое недоверие к материи, каждый из этих примеров предлагает своё описание материального мира на уровне динамических взаимоотношений.
Скачивания
Литература
Булатов Д. (2015). Sex oriented science и другие технологические истории. URL:http://www.arterritory.com/ru/teksti/kommentarii/4593-sex_oriented_science_i_drugie_tehnologicheskie_istorii_/.
Галеев Б. (2010) Советский Фауст: Лев Термен — пионер электронного искусства, (2-е изд.), Казань: Казан. Гос. Консерватория.
Лем С. (1968) Сумма технологии. Б. В. Бирюков, Ф. В. Широков (ред.) М.: Издательство «Мир». URL:https://gtmarket.ru/laboratory/basis/4511.
Морозов Д. (2019) Инженерные сущности. URL:https://syg.ma/@sygma/inzhieniernyie-sushchnosti-intierviu-s-vtol.
Урманцева А. (2018) Техническое зазеркалье: как рождается современное искусство. URL:https://www.popmech.ru/gadgets/452262-tehnicheskoe-zazerkale-kak-rozhdaetsya-sovremennoe-iskuss/#part0.
Хухтамо Э. (2016). Как работают образы воображаемого медиакультуры: медиаархеологическая перспектива. Д. Х. Булатов (ред.) По ту сторону медиума: Искусство, наука и воображаемое технокультуры, Калининград: БФ ГЦСИ: 46–51.
Baecker R. (2019). Putting the Pieces Back Together Again. In G. Stocker, Ch. Schöpf, H. Leopoldseder (Eds.), Out of the Box: The Midlife Crisis of the Digital Revolution, Ars Electronica 2019 Festival for Art, Technology, and Society (pp. 57). Berlin: Hatje Cantz Verlag.
Bedau M. (2004). Artificial Life Illuminates Human Hyper-creativity. In D. Bulatov (Ed.), BioMediale. Contemporary Society and Genomic Culture (pp. 216–232). Kaliningrad: BB NCCA.
Bulatov D. (2019). The Art as the Conjectured Possible. Russian Studies in Philosophy, 57(2), 182–201. https://doi.org/10.1080/10611967.2019.1628574
Digital Art Weekly (2019). 18 Museums Boosting the Scene of Digital Art. URL:https://medium.com/digital-art-weekly/18-museums-boosting-the-scene-of-digital-art-f8a4b4fa5eb9.
Haapala L. (2019). Weather Report — Voicing a Call for Nordic Responsibility. URL:https://research.fng.fi/2019/05/24/editorial-weather-report-voicing-a-call-for-nordic-responsibility/.
Howse M. (2019). Test Execution Host. URL:https://www.kontejner.org/en/projekti/device_art-festival/device_art-6018/izlozba-4/test-execution-host.
Howse M. (2014). Sketches towards an Earth Computer. In P. Piirma, V. Valk (Eds.), Rhizope. Art & Science — Hybrid Art and Interdisciplinary Research (pp. 142–143). Kirjastaja: Estonian Academy of Arts.
Morozov D. (2019). Inzhenernye sushchnosti. URL:https://syg.ma/@sygma/inzhieniernyie-sushchnosti-intierviu-s-vtol.
Morozov D. (2019). Poise→[d]. In G. Stocker, Ch. Schöpf, H. Leopoldseder (Eds.), Out of the Box: The Midlife Crisis of the Digital Revolution, Ars Electronica 2019 Festival for Art, Technology, and Society (pp. 62). Berlin: Hatje Cantz Verlag. URL:http://vtol.cc/filter/works/Poise-d.
Morozov D. (2017). Until I Die. In D. Bulatov (Ed.) DIE AND BECOME! Art and Science as the Conjectured Possible (pp. 182–184). Gdansk: Laznia CCA.
Pask G. (1971). A comment, a case history and a plan. In J. Reichardt (Ed.), Cybernetics, Art and Ideas (pp. 76–110). London: Studio Vista.
Petric Š. (2019). Confronting Vegetal Otherness. In G. Stocker, Ch. Schöpf, H. Leopoldseder (Eds.), Out of the Box: The Midlife Crisis of the Digital Revolution, Ars Electronica 2019 Festival for Art, Technology, and Society (pp. 68–69). Berlin: Hatje Cantz Verlag.
Pickering A. (2013). Brains, Selves and Spirituality in the History of Cybernetics. In D. Bulatov (Ed.), Evolution Haute Couture: Art and Science in the Post-biological Age, (vol. 2), (pp. 290–303). Kaliningrad: BB NCCA.
Quadrature (2017). A Trip Close To Outer Space. In G. Stocker, A. J. Hirsch (Eds.), The Practice of Art and Science (pp. 39–43). Berlin: Hatje Cantz Verlag.
Quinn A. (2019). Celebrating 30 Years Ahead of the Curve in Art. URL:https://www.nytimes.com/2019/10/15/arts/zkm-digital-art.html.
Smrekar M. (2017). K-9_topology. URL:http://prix2017.aec.at/prixwinner/25890/.
Spacal S. (2015). Connections Continium: A Life. In T .Schubert, A. Adamatzky (Eds.), Experiencing the Unconventional: Science in Art (pp. 175–206). Singapore: World Scientific Publishing Co.Pte.Ltd. https://doi.org/10.1142/9789814656863_0010