Формирование образа врага на новом этапе конфронтации России и США: инструменты информационной войны

  • Александра Романовна Борисова Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук
Ключевые слова: информационная война, образ врага в международных отношениях, российско-американские отношения, СМИ, социальные медиа, внутренняя политика США

Аннотация

Актуальность темы определяется необходимостью разработки теоретико-методологических подходов к углублённому изучению невоенных методов давления стран Запада на своих политических, идеологических и экономических оппонентов. В фокусе данного исследования – современные инструменты ведения информационно-пропагандистской войны США против России. С целью выявления характера, содержания и принципов взаимодействия этих инструментов с внутриполитическими системными факторами в США, автор статьи выполняет ряд задач: раскрывает эволюцию понятия «информационная война» в американских стратегических документах, проводит краткий сравнительный анализ старых и новых методов ее ведения, в контексте ухудшающихся отношений России и США, выявляет набор признаков формирования образа «врага», выработанный в ходе реализации внешнеполитических стратегий США в отношении стран с недружественными режимами в постбиполярную эпоху. В исследовании используется системный анализ, что позволяет описать механизмы и цели применения информационно-пропагандистских инструментов в контексте трансформаций внутренней политики американского государства.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Александра Романовна Борисова , Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук

Кандидат политических наук, научный сотрудник сектора внешней и внутренней политики США, Центр североамериканских исследований (ЦСАИ), Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук» (ИМЭМО РАН) (Москва, Россия)

Литература

Айдаркина Е., Лысенко А. (2015) Управление информационными войнами в современном мире. Современные тенденции в экономике и управлении, 32: 42–46.

Борисова А. (2019) Цифровые технологии в предвыборных кампаниях США. Мировая экономика и международные отношения 63(10): 59–66.

Вторушин Ю. (2017) Особенности информационных войн в информационном обществе. Стратегия «мягкой силы» в контексте информационных войн. Сборник статей по материалам конференции, Москва: 66–78.

Косолапов Н. (1992) Внешнеполитическое сознание: категория и реальность. Мировая экономика и международные отношения, 9: 5–18.

Семененко И. (2008) Социокультурные механизмы формирования и восприятия образа России. Образ России в мире: становление, восприятие, трансформация. М.: ИМЭМО РАН: 61–77.

Шариков П. (2018) Информационный суверенитет и вмешательство во внутренние дела в Российско-американских отношениях. Международные процессы, 16(3): 170–188.

A National Security Strategy for A New Century. (1997). URL:https://clintonwhitehouse2.archives.gov/WH/EOP/NSC/Strategy/

Bovet, A., & Makse, H. (2019). Influence of fake news in Twitter during the 2016 US presidential election. Nature Communications, 10(1). https://doi.org/10.1038/s41467-018-07761-2

Bradshaw S. Howard P. (2018). Challenging Truth and Trust: A Global Inventory of Organized Social Media Manipulation – The Computational Propaganda Project. Oxford. URL:https://comprop.oii.ox.ac.uk/research/cybertroops2018/

Burkeman O. (2019, May 19). How the news took over reality. The Guardian. URL:https://www.theguardian.com/news/oliver-burkeman-column/audio/2019/may/20/how-the-news-took-over-reality-podcast

Fettweis, C. (2018). Psychology of a superpower : security and dominance in U.S. foreign policy. Columbia University Press.

Fettweis, C. J. (2013). The pathologies of power: Fear, honor, glory, and hubris in U.S. foreign policy. The Pathologies of Power: Fear, Honor, Glory, and Hubris in U.S. Foreign Policy. Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/CBO9781139644549

Fischer S., Snyder A. (2018). Exclusive poll: America sours on social media giants - Axios. URL:https://www.axios.com/america-sours-on-social-media-giants-1542234046-c48fb55b-48d6-4c96-9ea9-a36e80ab5deb.html

Fisher M., Taub A. (2019, August 11). How YouTube Radicalized Brazil. The New York Times. URL:https://www.nytimes.com/2019/08/11/world/americas/youtube-brazil.html

Greenfield K. (2014, May 25). Faking Cultural Literacy - The New York Times. URL:https://www.nytimes.com/2014/05/25/opinion/sunday/faking-cultural-literacy.html

Joint Doctrine for Information Operations. Joint Pub 3-13. (1998). URL:http://www.c4i.org/jp3_13.pdf

Joint Doctrine for Information Operations. Joint Pub 3-13. (1996). URL:https://www.jcs.mil/Portals/36/Documents/Doctrine/pubs/jp3_13.pdf

Joint Vision 2010. (1996) URL:http://webapp1.dlib.indiana.edu/virtual_disk_library/index.cgi/4240529/FID378/pdfdocs/2010/Jv2010.pdf

Joint Vision 2020. America’s Military: Preparing for Tomorrow. (2000). Retrieved from http://pentagonus.ru/doc/JV2020.pdf

Matsa K. (2018). Fewer Americans rely on TV news; what type they watch varies by who they are. Pew Research Center. URL:https://www.pewresearch.org/fact-tank/2018/01/05/fewer-americans-rely-on-tv-news-what-type-they-watch-varies-by-who-they-are/

Mearsheimer, J. (2011). Why leaders lie : the truth about lying in international politics. Oxford University Press.

Mueller R. (2019). Report on the Investigation into Russian Interference in the 2016 Presidential Election (Mueller Report). URL:https://www.govinfo.gov/features/mueller-report

Singer P. W. (2018). LikeWar – The Weaponization of Social Media. URL:https://www.likewarbook.com/

Skurnik, I., Yoon, C., Park, D., Schwarz, N. (2005). How Warnings about False Claims Become Recommendations. Journal of Consumer Research, 31(4), 713–724. https://doi.org/10.1086/426605

Vertzberger, Y. (1993). The world in their minds : information processing, cognition, and perception in foreign policy decisionmaking. Stanford Univ. Press.

Опубликован
2019-11-12
Как цитировать
Борисова А. Р. (2019). Формирование образа врага на новом этапе конфронтации России и США: инструменты информационной войны . Коммуникации. Медиа. Дизайн, 4(2), 115-128. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/9944
Раздел
Научные статьи