Глобализация и цифровизация: асимметричность медиатехнологий и последствия для медиапространства
Аннотация
Статья посвящена проблемам трансформации модели глобализации мировой экономики, возникшей в ходе эволюции рыночных государственно оформленных систем. Глобализация как продукт эволюции разрешила противоречия рыночных систем в ХХ в., объединив региональные рынки и создав международные производственные системы. Цифровизация экономики в первой четверти ХХI в. и появление цифровых платформ в значительной степени оказали влияние на изменение модели глобализации мировой экономики. Цифровые трансформации породили новую парадигму базиса развития — цифровую экономику. Это новая экосистема взаимоотношений между традиционными факторами производства, объединенными единой информационной средой, приводящая к снижению транзакционных издержек за счет применения цифровых технологий. Наступает этап конкуренции экосистем: этап конкуренции интегрированных между собой цифровых платформ. Платформы уже приходят на смену транснациональным корпорациям, где доминируют не производственные системы, а программные продукты. Глобальное медиапространство, в свою очередь, — есть продукт глобализации мировой экономики. А ее изменение обусловливает трансформацию медиатехнологий. В наступающей глобальной цифровой экономике победит тот экономический контур, который быстрее всех вырвется вперед по количеству и качеству цифровых платформ, интегрированных в единую экосистему. И значительная роль в этих процессах будет принадлежать PR-технологиям. Современная маркетинговая стратегия PR сегодня ориентирована на мобильного клиента, предполагает разработку соответствующего содержания, стремится к круглосуточному сервису. Происходит симбиоз PR, MR и цифровых технологий. Цифровое телевидение индивидуализируется. Все коммуникации завязываются на цифровых каналах. И в этих условиях асимметрия заключается в том, что владение и контроль над данными платформы находятся вне поля зрения граждан, поставляющих эти данные. Это с одной стороны. С другой стороны, цифровые платформы становятся самым важным инструментом не только в воздействии на людей, но и в обеспечении прироста капитала для разработчиков и владельцев этих технологий и платформ. Меняются формы капитала. Капитал в значительной степени делается не в промышленности или других сферах материального производства, а на цифровых платформах. Каждая компания стремится либо стать цифровой, либо работать на существующих цифровых платформах.
Скачивания
Литература
Бжезинский, З. (1999). Великая шахматная доска. Господство Америки и ее геополитические императивы, М.: Международные отношения.
Гэлбрейт, Дж. (1969). Новое индустриальное общество, М.: Прогресс.
Демин, А., Раскова.ю Н. (ред.) (1979). Государственно-монополистические комплексы: теоретические и методологические проблемы, Л.: изд. ЛГУ.
Кузнецов, В. (1998). Что такое глобализация? Мировая экономика и международные отношения, (2), 12-21
Новикова, И. (2016). Геоэкономика как «Новая мировая сетевая экономика», Saarbrucken, Palmarium Academic Publisher.
Новикова, И. (2009). Глобализация, государство и рынок: ретроспектива и перспектива взаимодействия, Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь.
Новикова, И. (1994). Рынок и государство: проблемы макрорегулирования, Мн.: Мисанта.
Пороховский, А. (1985). Большой бизнес: путь к господству (Империализм и товарные отношения), М.: Мысль.
Тьюгендхэт, К. (1974). Международные монополии, М.: Прогресс.
Хайек, Ф. (1992). Пагубная самонадеянность социализма. Ошибки социализма, М.: Изд-во Новости при участии изд-ва Catallaxy.
Шишков, Ю. (1984). К вопросу о единстве современного всемирного хозяйства. Мировая экономика и международные отношения. №8. С.11-16.
Adda, J. (2007). La mondialasation de la economie. Paris: La Découverte.
Jin, Dal Yong (2018). Political Economy of Media. Oxford Research Encyclopedia of Communication. Dana Cloud (ed.). London: Oxford University Press
Gillespie, T. (2017). Regulation of and by platforms. URL: https://www.microsoft.com/en-us/research/wp-content/uploads/2016/12/Gillespie-Regulation-ofby-Platforms-PREPRINT.pdf
Levitt, Th. (1983). The Globalization of markets. Harvard Business Review: p.92-102.
Nishiyama, C., Leube, K. (1984). The Essence of Hаyek. Stanford: Amazon.
Report McKinsey Global Institute (2016). Digital Globalization: The New Era of Global Flows. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/digital-mckinsey/our-insights/digital-globalization-the-new-era-of-global-flows
Report McKinsey Global Institute (2019). URL:https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Industries/Technology%20Media%20and%20Telecommunications/Media%20and%20Entertainment/Our%20Insights/When%20the%20content%20consumer%20is%20king/When-the-content-consumer-is-king.ashx