Глобализация и цифровизация: асимметричность медиатехнологий и последствия для медиапространства

  • Ирина Васильевна Новикова Белорусский государственный технологический университет
Ключевые слова: глобализация, цифровизация, медиатехнологии, цифровые платформы, базы данных

Аннотация

Статья посвящена проблемам трансформации модели глобализации мировой экономики, возникшей в ходе эволюции рыночных государственно оформленных систем. Глобализация как продукт эволюции разрешила противоречия рыночных систем в ХХ в., объединив региональные рынки и создав международные производственные системы. Цифровизация экономики в первой четверти ХХI в. и появление цифровых платформ в значительной степени оказали влияние на изменение модели глобализации мировой экономики. Цифровые трансформации породили новую парадигму базиса развития — цифровую экономику. Это новая экосистема взаимоотношений между традиционными факторами производства, объединенными единой информационной средой, приводящая к снижению транзакционных издержек за счет применения цифровых технологий. Наступает этап конкуренции экосистем: этап конкуренции интегрированных между собой цифровых платформ. Платформы уже приходят на смену транснациональным корпорациям, где доминируют не производственные системы, а программные продукты. Глобальное медиапространство, в свою очередь, — есть продукт глобализации мировой экономики. А ее изменение обусловливает трансформацию медиатехнологий. В наступающей глобальной цифровой экономике победит тот экономический контур, который быстрее всех вырвется вперед по количеству и качеству цифровых платформ, интегрированных в единую экосистему. И значительная роль в этих процессах будет принадлежать PR-технологиям. Современная маркетинговая стратегия PR сегодня ориентирована на мобильного клиента, предполагает разработку соответствующего содержания, стремится к круглосуточному сервису. Происходит симбиоз PR, MR и цифровых технологий. Цифровое телевидение индивидуализируется. Все коммуникации завязываются на цифровых каналах. И в этих условиях асимметрия заключается в том, что владение и контроль над данными платформы находятся вне поля зрения граждан, поставляющих эти данные. Это с одной стороны. С другой стороны, цифровые платформы становятся самым важным инструментом не только в воздействии на людей, но и в обеспечении прироста капитала для разработчиков и владельцев этих технологий и платформ. Меняются формы капитала. Капитал в значительной степени делается не в промышленности или других сферах материального производства, а на цифровых платформах. Каждая компания стремится либо стать цифровой, либо работать на существующих цифровых платформах.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Ирина Васильевна Новикова, Белорусский государственный технологический университет

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой менеджмента, технологий бизнеса и устойчивого развития Белорусского государственного технологического университета (Минск, Беларусь)

Литература

Бжезинский, З. (1999). Великая шахматная доска. Господство Америки и ее геополитические императивы, М.: Международные отношения.

Гэлбрейт, Дж. (1969). Новое индустриальное общество, М.: Прогресс.

Демин, А., Раскова.ю Н. (ред.) (1979). Государственно-монополистические комплексы: теоретические и методологические проблемы, Л.: изд. ЛГУ.

Кузнецов, В. (1998). Что такое глобализация? Мировая экономика и международные отношения, (2), 12-21

Новикова, И. (2016). Геоэкономика как «Новая мировая сетевая экономика», Saarbrucken, Palmarium Academic Publisher.

Новикова, И. (2009). Глобализация, государство и рынок: ретроспектива и перспектива взаимодействия, Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь.

Новикова, И. (1994). Рынок и государство: проблемы макрорегулирования, Мн.: Мисанта.

Пороховский, А. (1985). Большой бизнес: путь к господству (Империализм и товарные отношения), М.: Мысль.

Тьюгендхэт, К. (1974). Международные монополии, М.: Прогресс.

Хайек, Ф. (1992). Пагубная самонадеянность социализма. Ошибки социализма, М.: Изд-во Новости при участии изд-ва Catallaxy.

Шишков, Ю. (1984). К вопросу о единстве современного всемирного хозяйства. Мировая экономика и международные отношения. №8. С.11-16.

Adda, J. (2007). La mondialasation de la economie. Paris: La Découverte.

Jin, Dal Yong (2018). Political Economy of Media. Oxford Research Encyclopedia of Communication. Dana Cloud (ed.). London: Oxford University Press

Gillespie, T. (2017). Regulation of and by platforms. URL: https://www.microsoft.com/en-us/research/wp-content/uploads/2016/12/Gillespie-Regulation-ofby-Platforms-PREPRINT.pdf

Levitt, Th. (1983). The Globalization of markets. Harvard Business Review: p.92-102.

Nishiyama, C., Leube, K. (1984). The Essence of Hаyek. Stanford: Amazon.

Report McKinsey Global Institute (2016). Digital Globalization: The New Era of Global Flows. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/digital-mckinsey/our-insights/digital-globalization-the-new-era-of-global-flows

Report McKinsey Global Institute (2019). URL:https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Industries/Technology%20Media%20and%20Telecommunications/Media%20and%20Entertainment/Our%20Insights/When%20the%20content%20consumer%20is%20king/When-the-content-consumer-is-king.ashx

Опубликован
2019-11-10
Как цитировать
НовиковаИ. В. (2019). Глобализация и цифровизация: асимметричность медиатехнологий и последствия для медиапространства. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 4(1), 84-103. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/9922
Раздел
Научные статьи