Подростки, цифровые технологии и "отключение"
Аннотация
В представленной статье анализируются взаимоотношения современных подростков с цифровой средой в эпоху информационного общества и сопутствующих ему информационных перегрузок. Автор рассматривает, как подростки адаптируют под себя те или иные сервисы, как новые технологии и устройства изменяют привычки и поведения современной молодежи.
Автор описывает, как осмыслялось это проникновение новых технологий в молодежную среду разными исследовательскими сообществами. Одним из таких исследований стал проект, включивший в себя 80 тысяч подростков участников из 7 стран: Аргентина, Бразилия, Чили, Колумбия, Мексика, Перу и Венесуэла.
В статье приведен список рисков, с которыми сталкиваются подростки в процессе адаптации к цифровой среде. В их числе зависимость от цифровых устройств, тревога, связанная с технологиями и боязнь остаться без мобильного телефона или оказаться вне зоны покрытия мобильной связи, а также информационная перегрузка.
Автор приходит к выводу, что в современном обществе растет необходимость «отключения» (unplugging) от цифровых устройств, так как, несмотря на огромные социальные и коммуникационные возможности современных технологий, все выше риск отрыва от реальности при их активном использовании.
Автор описывает одно из исследований, связанных с повышением медиаграмотности, в качестве показательного примера: эксперимент «24 часа без медиа». Один из результатов эксперимента – переосмысление роли медиа в повседневной жизни современной молодежи.
В заключительной части автор приходит к выводу, что потребность постоянно находиться на связи повсеместна в современном обществе, однако именно в молодежной среде она выражена наиболее ярко. Таким образом, отключение от цифровой среды может рассматриваться как один из основных и важных инструментов повышения медиаграмотности.