Медийно-информационная грамотность через призму конвергенции и дивергенции

  • Ирина Владимировна Жилавская Московский педагогический государственный университет

Аннотация

В  статье  впервые  рассматривается  процесс  формирования  медийно-информационной грамотности в контексте конвергенции и дивергенции. Показана  эволюция этих понятий в системе гуманитарных наук. Исследованы  глобальные условия,  использования  этих  понятий  применительно  к  экономическим,  политическим, идеологическим процессам. Процесс дивергенции подробно рассматривается на примере дробления и наращивания смыслов в концепции грамотности от элементарных навыков чтения и письма до множества разнообразных форм и видов грамотности, которые возникают в цифровую эпоху. Конвергентные процессы раскрываются  на  примере  концепции  медийно-информационной  грамотности  (МИГ),  провозглашенной ЮНЕСКО в начале XXI века. В статье рассматриваются наиболее актуальные в настоящее время термины и определения МИГ. В заключении автор приходит к выводу о том, что, концепцию, согласно которой  развитие живых систем представляет собой некую закономерность чередования процессов дивергенции и конвергенции, можно экстраполировать  и на информационные системы. Это позволяет предположить,  что  в  результате  современного  переосмысления  синергетического  концепта медийно-информационной грамотности в скором времени возникнет очередной процесс  расхождения  мыслеформ,  следствием  которого  станет  формирование  принципиально новых компетенций.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Ирина Владимировна Жилавская, Московский педагогический государственный университет

Кандидат  филологических  наук,  доцент
член  Российского  комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»
главный редактор электронного научно-образовательного журнала «Медиа. Информация. Коммуникация»

Опубликован
2016-11-13
Как цитировать
ЖилавскаяИ. В. (2016). Медийно-информационная грамотность через призму конвергенции и дивергенции. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 1(2). извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/4477
Раздел
Научные статьи