Neuro- vs Brain-: A Dialogue Between Artificial Intelligence and the Brain in the Space of NeuroArt
Abstract
The article delves into the concept of "neuroart," exploring its diverse interpretations in artistic and media discourse. It reveals how this concept is applied in two distinct areas of contemporary art: 1) practices involving artificial neural networks, and 2) works that utilize neurotechnology as an expressive medium. Each direction is examined through its unique medial characteristics. A conceptual framework is proposed to explain the overlap between these areas. As a hypothesis for further discussion, it is suggested that the synthesis of artificial intelligence and the brain represents a natural evolutionary stage, reflecting current scientific trends in art. This convergence could have a synergistic effect, driving the development of neuroart and science art. The integration of these mediums in art not only transforms the communication between artist, viewer, and work but also signals a shift away from anthropocentric perspectives, paving the way for a new model of human-technology coexistence in neuroculture.
Downloads
References
Боков, Г. Е., Чапны, Е. В., Шапошников, П. Д. (2024). Интерфейсы «мозг-компьютер» и «мозг-мозг» в структуре конвергирующих технологий (на основе эскпериментальных данных НИТЦ нейротехнологий ЮФУ). Философия науки и техники, 29(1), 34–37. https://doi.org/10.21146/2413-9084-2024-29-1-34-47
Бугаева, Л. Д. (2013). Кино как модель сознания: Пия Тикка. Международный журнал исследований культуры, 1(10), 122–125. EDN: RTAMBP
Булатов, Д. (2015). По ту сторону медиума. В О. Шишко, А. Щербенок (ред.), Расщепление визуального: значение новых медиа, сборник статей по материалам Международного симпозиума «Pro&Contra медиакультуры» (сс. 10–19). Издание Музейно-выставочного объединения «Манеж». EDN: QFHVKK
Булатов, Д. (2024). Искусство и искусственный интеллект: подвижные технологии. Художественный журнал, 127, 98–107.
Буткевич, Н. В., Шмотьева, А. О. (2020). Сайнс-арт технологии в современном искусстве. Л. Н. Козлова (отв. ред.) и др., Синтез искусств в проектировании среды, сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (сс. 22–31). EDN: XJTTUH
Видаль, Ф. (2020). Церебральность и антропологический тип современности. Социология власти, 32 (2), 208–247. EDN: FMBVUI
Грей, К. Х. (2013). Homo Cyborg: пугающая эволюция. В Д. Булатов (ред.), Эволюция от кутюр: искусство и наука в эпоху постбиологии. Часть II: Теория (сс. 234–249).
Кириченко, Е. И. (2018). Цифровое искусство: способ коммуникации или средство новой художественной образности? Научное обозрение, (1). EDN: YPPMRT
Козловская, Н. В., Павлова, А. С. (2023). Динамические процессы в русском языке 2023 года и аспекты их лексикографического описания. В сборнике: Неология. Неография. 2023. Сборник научных статей, 5–12. EDN: JSBGCQ
Краева, А. Г. (2020). Искусство в пространстве нейронауки: основополагающие тенденции и перспективы исследований. В Шиповалова, Л. В, Касавин, И. Т. (научн. ред. и сост.). Наука как общественное, 6, 50–53.
Левченко, О. Е. (2014). Science-art: проблемы терминологии. Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение, 136(14), 155–162. EDN: UHISVF
Левченко, О. Е. (2016). Освоение природы средствами сайнс-арта: «естественное» и «технологическое» [Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии, Российский государственный гуманитарный университет]. EDN: GSKHKJ
Маквей, А. В. (2024). Концепция Brainmedia: мозг как медиа и искусство. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 9(2), 88–108. https://cmd-journal.hse.ru/article/view/21873
Маклюэн, М. Г. (2023). Понимание медиа: Внешние расширения человека (В. Николаев, пер.). Кучково поле.
Медведева, Е. Н. (2018). Поэзия искусственных нейросетей в контексте постструктуралистской проблематике авторства. В книге: Вторая зимняя школа по гуманитарной информатике. Сборник тезисов докладов (cc. 103–108). Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта. EDN: YOWWYH
Мигунов, А. С., Ерохин, С. В., Галкин, Д. В., Гагарин В. Е. (2012). Научное искусство: истоки, сущность, терминология (по материалам Первой международной научно-практической конференции «Научное искусство». МГУ имени М. В. Ломоносова, 4–5 апреля 2012 г.). Вестник Московского Университета, 7(6), 96–116.
Миловидов, С. В. (2022). Художественные особенности произведений компьютерного искусства, созданных с использованием технологий машинного обучения. Артикульт, 4(48), 36-48. https://doi.org/10.28995/2227-6165-2022-4-36-48
Миловидов, С. В. (2024). Технологии машинного обучения в научном искусстве (сайнс-арт) XXI века. [Диссертация на соискание ученой степени на соискание ученой степени кандидата наук в области искусства и дизайна, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»]
Оливейра, А. (2022). Цифровой разум: как наука меняет человечество. Издательский дом «Дело» РАНХиГС
Писарев, А. (2018). Пинки и Брейн опять захватывают мир: генеалогия и приключения церебрального субъекта. Философско-литературный журнал «Логос», 28(5), 299–310.
Писарев, А. (2019). Конфликт бессмертий: биополитика церебрального субъекта и религиозная жизнь в сериале «Видоизмененный углерод». Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 37(3), 149–172. EDN: IEFHPH
Писарев, А. А. (2024). Несостоявшаяся «смерть человека» Фуко: ее структура, проблемы и актуальность. Человек, 35(6), 7–30. https://doi.org/10.31857/S0236200724060015
Рамачандран, В. С. (2006). Рождение разума. Загадки нашего сознания. Олимп-Бизнес.
Рамачандран, В. С. (2012). Мозг рассказывает. Что делает нас людьми. Картера пресс.
Фадеева, Т. Е. (2023). Медиаискусство в контексте новейших технологий. [Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»]
Фадеева, Т. Е., Маквей, А. В. (2024). Феномен синхронизации в контексте исследований современного искусства. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 9(4), 5–33.
Федорова, К. (2015). Трансмедиальность, трансграмотность, трансдукция и эстетика технологически возвышенного. В О. Шишко, А. Щербенок (ред.), Расщепление визуального: значение новых медиа, сборник статей по материалам Международного симпозиума «Pro&Contra медиакультуры» (сс. 36–43). Издание Музейно-выставочного объединения «Манеж». EDN: QFHVKK
Филатова, А. А. (2020a). Множественный мозг. Социология власти, 32(2), 13–17. EDN: RDSFKV
Филатова, А. А. (2020b). Что нам делать с нейронауками? Социология власти, 32(2), 18–47. EDN: JXBQSX
Bugaeva, L. (2018). Performance and Brain-computer-interface. В сборнике: Nouvelles formes de présence dans la performance. Сборник Материалов международного симпозиума. (сс. 84–91). Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств.
Fedorova, K. (2019). Neurointerfaces, Mental Imagery and Sensory Translation in Art and Science in the Digital Age. In A. Grønstad, Ø. Vågnes (eds.), Invisibility in Visual and Material Culture (pp. 91–109). https://doi.org/10.1007/978-3-030-16291-7_5
Frazzetto, G., Anker, S. (2009). Neuroculture. Nature Reviews Neuroscience, 10, 815–821 https://doi.org/10.1038/nrn2736
Gruber, D. R. (2020). Brain Art and Neuroscience. Neurosensuality and Affective Realism. Routledge.
Lancaster, M. A., Renner, M., Martin, C-A., Wenzel, D., Bicknell, L. S., Hurles, M. E., Homfray, T., Penninger, J. M., Jackson, A. P., Knoblich J. A. (2013), Cerebral Organoids Model Human Brain Development and Microcephaly. Nature, 501, 373–379. https://doi.org/10.1038/nature12517
Langer, F. (2016). Art Theory for (Neuro)Scientists: Bridging the Gap. Poetics Today, 37(4), 497–516. https://doi.org/10.1215/03335372-3638030
Lysen, F. (2020). Kissing and Staring in Times of Neuro-mania: The Social Brain in Art-science Experiments. In H. Borgdorff, P. Peters and T. Pinch (eds.). Dialogues Between Artistic Research and Science and Technology Studies (p. 170). Routledge.
Lysen, F. C. (2022). Brainmedia: One Hundred Years of Performing Live Brains, 1920–2020. Amsterdam School for Cultural Analysis. https://doi.org/10.5040/9781501378713
Nijholt, A. (Ed.) (2019). Brain Art. Brain-Computer Interfaces for Artistic Expression. Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-030-14323-7
Onians, J. (2007). Neuroarthistory from Aristotle and Puny to Baxandall and Zeki. Yale University Press.
Ortiz, M. (2012). A Brief History of Biosignal-Driven Art: From Biofeedback to Biophysical Performance. eContact!, 14(2). https://econtact.ca/14_2/ortiz_biofeedback.html
Tikka, P. (2010). Enactive Media — Generalising from Enactive Cinema. Digital Creativity, 21(4) (pp. 205–214). http://dx.doi.org/10.1080/14626268.2011.550028
Vidal, F. (2022). Performing Brains on Screen. Amsterdam University Press.
Zeki, S. (1999). Inner vision: An Exploration of Art and the Brain. Oxford University Press.
Copyright (c) 2025 HSE University

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.