«Русский лесной метал»: образ леса в российском атмосферном блэк-метале
Аннотация
Образ леса является одним из ключевых образов атмосферного блэк-метала, через него осуществляется важная для концептуальной составляющей этого музыкального направления связь с прошлым и транслируется особое отношение к природе, противопоставляемой культуре. Однако для групп из России лес также является этнопейзажем, важным компонентом национальной идентичности. Кроме того, иногда российские проекты усложняют существующий стереотипный образ, конвертируя его в политическое высказывание, направленное на экологическую проблему, актуальную для мировой и локальной повестки. Иллюстрациями такого подхода могут служить концептуальный альбом Fires группы Elderwind, обращенный к проблеме лесных пожаров на Урале и в Сибири, и экологический манифест дуэта Grima, посвящающего все свое творчество таинственному хозяину леса. Задача этой статьи – рассмотреть, как на визуальном, текстовом и музыкальном уровнях используется образ русского леса в проекте Elderwind и у групп из ростера лейбла Slowsnow Records, специализирующегося на атмосферном блэк-метале с лесной тематикой.
Скачивания
Литература
Костлоу, Дж. Т. (2020). Заповедная Россия. Прогулки по русскому лесу XIX века (Л. А. Речная, пер.). БиблиоРоссика.
Кюстер, Х. (2018). История леса. Взгляд из Германии (Н. Штильмарк, пер.). Издательский Дом ВШЭ. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1731-4
Паттерсон, Д. (2017). Black Metal: Эволюция Культа. Metal Star.
Рапацкая, Я. О. (2021). «Так пела метель»: ручная гармоника как символ современной российской блэк-метал-сцены. В Л. А. Ганкин (ред.) Новая критика. Звуковые образы постсоветской поп-музыки (сс. 250–263). Автономная некоммерческая организация поддержки и развития музыкальных инициатив «ИМИ».
Рапацкая, Я. О. (2022). «Традиционная русская драма»: практики саморепрезентации российских экстрим-метал групп на примере Second To Sun и L’Homme Absurde. Артикульт. 2(46), 44–66. https://doi.org/10.28995/2227-6165-2022-2-44-66
Coggins, O. (2021). Ecology, Estrangement and Enchantment in Black Metal's Dark Haven. Green Letters. Studies in Ecocriticism, 25(2), 130–142.
https://doi.org/10.1080/14688417.2021.1965901
Hagen, R. (2012). Musical Style, Ideology, and Mythology in Norwegian Black Metal. In J. Wallach, H. M. Berger & P. D. Greene (Eds.). Metal Rules the Globe. Duke University Press. https://doi.org/10.1515/9780822392835-008
Hagen, R. (2014). Kvlt-er than Thou: Power, Suspicion and Nostalgia within Black Metal Fandom. In L. Duits, K. Zwaan & S. Reijnders (Eds.). The Ashgate Research Companion to Fan Cultures. Ashgate. https://doi.org/10.4324/9781315612959-17
Kahn-Harris, K. (2006). Extreme Metal: Music and Culture on the Edge. Berg Publishers.
Moynihan, M., Soderlind, D. (2003). Lords of Chaos. Feral House.
Morris, C. (2013). The New Romantics: Norwegian Black Metal and National Identity. University College London.
Olson, B. H. (2008). I am the black wizards: multiplicity, mysticism and identity in black metal music and culture [Master dissertation, Bowling Green State University]. http://rave.ohiolink.edu/etdc/view?acc_num=bgsu1206132032
Porteous, A. (2006). Forest Folklore, Mythology and Romance. Hesperides Press.
Smith, A. D. (1999). Myths and Memories of the Nation. Oxford University Press.
Stevens, F. (2020). Blackened audiotopia: Privatized listening and urban experience. Metal Music Studies, 6(2), 161–174. https://doi.org/10.1386/mms_00011_1
Vestel, V. (1999). Breakdance, red eyed penguins, Vikings, grunge and straight rock’n’roll: The construction of place in musical discourse in Rudenga, east side Oslo. Young, 7(2), 4–24. https://doi.org/10.1177/110330889900700202
Weinstein D. (2009). Heavy Metal: The Music and Its Culture. Perseus Books Group.