Ценности жизни и здоровья у россиян на фоне глобализационных вызовов и инфодемического думскроллинга
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена возрастанием объемов медиапотребления и усилением информационного давления на фоне глобализационных вызовов. В условиях постоянного информационного потока, усиленного социальными сетями и новостными платформами, россияне сталкиваются с феноменом «думскроллинга» – привычкой прокручивать негативные новости. Этот феномен усиливается в условиях инфодемии, что приводит к информационному стрессу и негативно сказывается на психическом здоровье. Исследование, посвященное ценностям жизни и здоровья россиян в условиях глобализационных вызовов и инфодемического думскроллинга, выявило несколько ключевых результатов. Во-первых, значительная часть респондентов продемонстрировала склонность к «думскроллингу» – прокручиванию ленты негативных новостей, что было связано с повышенным уровнем тревожности и информационного стресса. Во-вторых, респонденты, которые активно потребляли негативные новостные материалы, показали снижение общего психологического благополучия, что выражалось в повышенной тревожности, депрессии и ощущении беспомощности. Исследование также выявило связь между медиапотреблением и ценностными ориентирами. Для большинства россиян наибольшую значимость имеют такие ценности, как здоровье, жизнь и семья, однако информационные перегрузки приводят к искажению восприятия этих ценностей, усиливая страхи и тревоги. Это проявляется в повышенной чувствительности к глобальным угрозам, таким как войны, экономические кризисы и экологические катастрофы. Важным результатом исследования стало подтверждение того, что склонность к «думскроллингу» отрицательно коррелирует с личным благополучием и уровнем социальной адаптации. Респонденты с высоким уровнем критического мышления и устойчивой психикой демонстрировали меньшую вовлеченность в негативные информационные потоки и были менее подвержены влиянию инфодемии. Выводы исследования подчеркивают необходимость развития информационной экологии и психосоциальной поддержки для снижения негативного влияния инфодемического думскроллинга на качество жизни и психическое благополучие населения в условиях глобализационных вызовов.
Скачивания
Литература
Гиренок, Ф. И. (2024). Клиповое сознание. Проспект.
Дейнека, О. С. (2015). Психологические предпосылки деструктивности в условиях глобальных трансформаций и кризисов, Перспектива человека: трансформация картины мира в современно геополитическом кризисе. В Л. М. Шипицына (ред.). Сборник статей межвузовской научно-теоретической конференции. 21 мая 2015 г. (сс. 55–74). ЧОУВО «Институт специальной педагогики и психологии».
Дейнека, О. С., Максименко, А. А. (2024). Вакцина от инфодемии или психологическое состояние общества на фоне пандемии, вызванной COVID-19. АНО «Центр социальных инициатив».
Знаков, В. В. (2019). Теоретические основания понимания западной постправды и русского вранья. Вопросы психологии, (1), 16–30.
Катков, А. Л. (2013). Деструктивные социальные эпидемии. РГКП «Республиканский научно-практический Центр медико-социальных проблем наркомании».
Максименко, А. А. (2019). Ценностно-рациональное управление в российских бизнес-организациях в условиях сетизации деловой среды. [Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук]. https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_008703028/?ysclid=m1m7ru6ral206748836
Максименко, А. А., Дейнека, О. С. (2023). Индивидуальная самостоятельность россиян в контексте глобальных вызовов. Теория и практика общественного развития, 182 (4), 16–24. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.4.1
Максименко, А. А., Дейнека, О. С. (2023). Инфодемический думскроллинг и проблемы сексуальной удовлетворенности женщин. Психиатрия, психотерапия и клиническая психология, 14(4), 400–410. https://doi.org/10.34883/PI.2023.14.4.008
Максименко, А. А., Дейнека, О. С., Мортикова, И. А. (2022). Инфодемический думскроллинг и психологическое благополучие россиян. Общество: социология, психология, педагогика, (12), 129–136. https://doi.org/10.24158/spp.2022.12.20
Максименко, А. А., Дейнека, О. С., Юринова, Д. В., Чарушина, Е. И., Бояркин, К. Е. (2024). Связь компульсивных покупок с тревожностью и депрессией у россиян. Экономическая социология, 25(1), 58–84. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2024-1-58-84
Максименко, А. А., Харский, К. В. (2012). Управленческое Евангелие от Константина и Александра. Инфра-М.
Нестик, Т. А., Дейнека, О. С., Максименко, А. А. (2020). Социально-психологические предпосылки веры в конспирологические теории происхождения COVID-19 и вовлеченность в сетевые коммуникации. Социальная психология и общество, 11(4), 87–104. https://doi.org/10.17759/sps.2020110407
Нестик, Т. А., Журавлев, А. Л. (2020). (ред.) Человек в условиях глобальных рисков: социально-психологический анализ. Институт психологии РАН. https://doi.org/10.38098/soc.2020.88.75.001
Ортега-и-Гассет, Х. (1997). Избранные труды (пер., ред. А. М. Руткевич). Издательство «Весь Мир».
Ракитянский, Н. М. (2020). Ментальные исследования глобальных политических миров. Издательство Московского университета.
Решетников, М. М. (2010). Социальная терапия, уровень и качество жизни в современной России. Психология в экономике и управлении, 4(2), 40–45.
Юрьев, А. И. (1996). Системное описание политической деятельности. [Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук в форме научного доклада].
Юрьев, А. И. (2004). Политическая психология терроризма. В М. М. Решетников (ред.). Психология и психопатология терроризма. Гуманитарные стратегии антитеррора (сс. 64–86). Восточно-Европейский Институт Психоанализа.
Carle, J. (2015). Climate Change Seen as Top Global Threat Americans, Europeans, Middle Easterners Focus on ISIS as Greatest Danger. Pew Research Center.
Garg, N., Williams, L. A., Lerner J. S. (2018). The misery-is-not-miserly effect revisited: Replication despite opportunities for compensatory consumption. PLoS ONE, 13(6), e0199433. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0199433
Gerges, M. (2023). TikTok Made Me Buy it: Emotional Carryover of Doomscrolling on Purchasing Decisions. CMC Senior Theses. 3323. https://scholarship.claremont.edu/cmc_theses/3323
McCrae, R. R., Costa, P. T., Jr. (2003). Personality in adulthood: A five-factor theory perspective, Second Edition. Guilford Press.
Rick, S. I., Pereira, B., Burson, K. A. (2014). The benefits of retail therapy: Making purchase decisions reduces residual sadness. Journal of Consumer Psychology, 24(3), 373–380. https://doi.org/10.1016/j.jcps.2013.12.004
Rozado, D., Hughes, R., Halberstadt, J. (2022). Longitudinal analysis of sentiment and emotion in news media headlines using automated labelling with Transformer language models. PLoS ONE, 17(10), e0276367. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0276367
Satici, S. A., Tekin, E. G., Deniz, M. E., Satici, B. (2022). Doomscrolling Scale: its Association with Personality Traits, Psychological Distress, Social Media Use, and Wellbeing. Applied Research in Quality of Life, 19, 833–847. https://doi.org/10.1007/s11482-022-10110-7
Sharma, B., Lee, S. S., Johnson, B. K. (2023). The dark at the end of the tunnel: Doomscrolling on social media newsfeeds. Technology, Mind, and Behavior, 3(1). https://doi.org/10.1037/tmb0000059