Текстиль и тактильная эмпатия: практики репрезентации травматического опыта

  • Галина Сергеевна Игнатенко Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: текстильное искусство, вышивка, шитье, нарратив, травма, свидетель

Аннотация

В статье исследуется текстильное искусство, включая шитье, вышивку и текстильные аппликации, как средство выражения и проживания травматического опыта. Автор анализирует роль текстильного материала в формировании нарратива и проработке травмы как свидетеля, так и непосредственного участника события. В исследовании анализируются работы художников, использующих текстиль как медиум и способ коммуникации и выражения эмоций, а также приводятся примеры проектов, где текстиль используется для рассказа о политических конфликтах и миграции. В статье подчеркивается значимость и актуальность исследования текстильных практик в контексте травмы и уделяется особое внимание эмпатической природе текстиля.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Галина Сергеевна Игнатенко, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

аспирант программы «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура»

Литература

Аникин, Д. А., Головашина, О. В. (2017). Травмы культурной памяти: концептуальный анализ и методологические основания исследования. Вестник Томского государственного университета, (425), 78–84.

Вайзер, Т. В. (2015). Языки пепла, языки лжи (рецензия на книгу К. Карут Literature in the Ashes of History). Новое литературное обозрение, 131(1).

Цветкова, Н. (2011). Искусство текстиля XXI века: направления развития. Общество. Среда. Развитие (Terra Humana), (4), 168–173.

Гарса, А., Эрнандес-Эспиноса, К., Розар Р. (2022). Вышивка как перевод на язык активизма в Латинской Америке. Теория моды: одежда, тело, культура, 3(65), 9–26.

Капельчук, К. А. (2018). Травма: от повторения к репрезентации и обратно. Studia Culturae, (38), 42–51.

Митрофанова, Н. Ю. (2019). Современное текстильное искусство в поисках новых форм, смыслов и средств выразительности. Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, (1), 176–190.

Одабаши, С. (2022). Скрытые возможности текстиля: как он обнаруживает и исцеляет травмы? Теория моды: одежда, тело, культура, 3(65), 96–106.

Сен-Клер, К. (2020). Золотая нить. Как ткань изменила историю. Бомбора.

Терни, Дж. (2017). Культура вязания. НЛО.

Фокеева, М. (2019). Тема травмы в эстетике второй половины ХХ века: опыт В. Г. Зебальда

Хан-Магомедова, В. (2019). Терпение художника-паука. Текстильное искусство сегодня.

Adamson, G. (2018). Fewer, Better Things: The Hidden Wisdom of Objects. Bloomsbury Publishing.

Barrett, A. A. (2008). A Stitch in Time: New Embroidery, Old Fabric, Changing Values. In Textile Society of America Symposium Proceedings.

Bourgeois, L. (1992). Self-Expression Is Sacred and Fatal: Statements. In C. Meyer-Thoss (Ed.), Louise Bourgeois: Designing for Free Fall. Ammann Verlag.

Bryan-Wilson, J. (2010). Art Workers: Radical Practice in the Vietnam War Era. University of California Press.

Bryan-Wilson, J. (2017). Fray: Art and Textile Politics. University of Chicago Press.

Caruth, K. (1996) Unclaimed Experience: Trauma, Narrative and History. Johns Hopkins University Press.

Cohen, R. A. (2013). Common Threads: A Recovery Programme for Survivors of Gender Based Violence. Intervention: Journal of Mental Health and Psychosocial Support in Conflict Affected Areas, 11(2), 157–168.

De Botton, A. (2014). The News: A User’s Manual. Penguin.

Gottschall, J. (2012). The Storytelling Animal: How Stories Make Us Human. Houghton Mifflin Harcourt.

Halbwachs, M. (2020). On Collective Memory. University of Chicago Press.

Han, B.-C. (2017). Saving Beauty. Polity Press.

Herman, J. (1997). Trauma and Recovery: The Aftermath of Violence—from Domestic Abuse to Political Terror. Basic Books.

Homer, E. S. (2015). Piece Work: Fabric Collage as a Neurodevelopmental Approach to Trauma Treatment. Art Therapy: Journal of the American Art Therapy Association, 32(1), 20–26.

Hornstein, G. (2009). Agnes's Jacket: A Psychologist's Search for the Meanings of Madness. Rodale Press, Incorporated. pp. x, 583–7.

Kouhia, A. M. (2016). Unraveling the meanings of textile hobby crafts. University of Helsinki.

Lunin, L. F. (1990). The Descriptive Challenges of Fiber Art. Library Trends, 38(4), 697–716.

Prain, L. (2014). Strange Material: Storytelling Through Textiles. Arsenal Pulp Press.

Parker, R. (2019). The Subversive Stitch: Embroidery and the Making of the Feminine. Bloomsbury Visual Arts.

Shercliff, E. (2014). Articulating Stitch: Skilful hand-stitching as personal, social and cultural experience. The Royal College of Art.

Simpson, J. M. (2014). Materials for Mourning: Bereavement Literature and the Afterlife of Clothes. Critical Studies in Fashion & Beauty, 5(2), 253–270.

Stallybrass, P. (1999). Worn Worlds: Clothes, Mourning and the Life of Things. In D. Ben-Amos and L. Weissberg (Eds.), Cultural Memory and the Construction of Identity. Wayne State University Press.

Tedeschi, R. G., & Calhoun, L. G. (1995). Trauma and Transformation. Sage Publications.

Опубликован
2023-12-07
Как цитировать
Игнатенко Г. С. (2023). Текстиль и тактильная эмпатия: практики репрезентации травматического опыта. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 8(4), 104-120. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/18499
Раздел
Научные статьи