Политические новости в российских и германских федеральных онлайн-СМИ как фактор привлечения внимания аудитории
Аннотация
В статье представлен анализ политических новостей как фактора привлечения внимания аудитории в российских и германских СМИ. Автор рассматривает публикации в онлайн-версиях изданий «Коммерсантъ», «Российская газета», Der Spiegel и Die Zeit (Zeit Online) за период с 20 февраля по 20 марта 2022 года, что обусловлено обострением политического кризиса между Россией и Украиной и началом специальной военной операции.
В статье описана специфика изданий и составлен портрет аудитории, изучена посещаемость сайтов и вовлеченность читателей. На основе данных аналитического сервиса Factiva определен тональный баланс публикаций в российских и германских СМИ, подробно с лингвистической точки зрения изучены заголовки и новостные сообщения.
В ходе исследования автор приходит к заключению о том, что германские СМИ стремятся к нейтральному освещению новостей, тогда как российские используют негативную тональность как фактор привлечения внимания аудитории.
Скачивания
Литература
Вахштайн, В. С. (2008). «Практика» vs. «фрейм»: альтернативные проекты исследования повседневного мира. Социологическое обозрение, (1), 25–32.
Дзялошинский, И. М. (ред.). (2015). Современное медиапространство России: учебное пособие. Аспект Пресс. http://www.dzyalosh.ru/08-Uchebniki-Posobiya/Rossiiskoe-Mediaprostranstvo.pdf
Зуйкина, К. Л., и Соколова, Д. В. (2021). Особенности идентификации фейковых новостей молодежной аудиторией. Вестник Томского государственного университета. Филология, (71), 310–326. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-identifikatsii-feykovyh-novostey-molodezhnoy-auditoriey
Карпоян, С. М. (2014). Эпистемическая модальность в интернет-комментарии [Автореферат диссертации канд. филол. наук., Ростовский государственный экономический университет]. dslib.net. http://www.dslib.net/jazyko-znanie/jepistemicheskaja-modalnost-v-internet-kommentarii.html
Колесниченко, А. В. (2013). Настольная книга журналиста. Аспект Пресс. https://www.newsman.tsu.ru/wp-content/uploads/2015/11/Kolesnichenko_-_Nastolnaya_kniga_zhurnalista.pdf
Кройчик, Л. Е. (2000). Система журналистских жанров. В кн. С. Г. Корконосенко (ред.-сост.), Основы творческой деятельности журналиста: учебник для бакалавров. Знание, СПбИВЭСЭП. http://evartist.narod.ru/text5/64.htm
Лазутина, Г. В., и Распопова, С. С. (2011). Жанры журналистского творчества. Аспект Пресс.
Маккуэйл, Д. (2013). Журналистика и общество: учебник для журналистов. (Полевая Н. Ю., пер.). МедиаМир. (Оригинал опубликован в 1935 г.).
Семина, Т. А. (2020). Анализ тональности текста: современные подходы и существующие проблемы. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Языкознание, (4), 47–64.
Скобелина, А. В. (2005). Журналистская позиция в политическом процессе (на материале печатных СМИ Красноярского и Алтайского краев) [Автореферат диссертации канд. полит. наук., Уральский государственный университет им. А. М. Горького]. Dissercat. https://www.dissercat.com/content/zhurnalistskaya-pozitsiya-v-politicheskom-protsesse-na-materiale-pechatnykh-smi-krasnoyarsko/read
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. (н. д.). Перечень наименований зарегистрированных СМИ. Дата обращения 30 марта 2023, https://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media/
Cohen, B. (1963). The Press and Foreign Policy. Princeton.
Entman, R. M. (1993). Framing: Toward Clarification of a Fractured Paradigm. Journal of Communication, (4), 145–150. https://is.muni.cz/el/1423/podzim2018/POL256/um/Entman_1993_FramingTowardclarificationOfAFracturedParadigm.pdf
Gamon, M. (2004). Sentiment Classification on Customer Feedback Data: Noisy data, Large Feature Vectors, and the Role of Linguistic Analysis. Proceedings of the 20th International Conference on Computational Linguistics (COLING 2004). https://aclanthology.org/C04-1121.pdf
Kemp, S. (2022, February 15). Digital 2022: the Russian Federation. Datareportal. https://datareportal.com/reports/digital-2022-russian-federation
Koch-Baumgarten, S. (2010). Public Policy and Mass Media. Routledge.
McCombs, M., & Stroud, N. J. (2014). Psychology of Agenda-Setting Effects. Mapping the Paths of Information Processing. Review of Communication Research, 2(1), 68–93. https://doi.org/10.12840/issn.2255-4165.2014.02.01.003
RSF. (2022). 2022 Press Freedom Index. https://rsf.org/en/index
Statista. (2023). Anteil der Internetnutzer in Deutschland in den Jahren 2001 bis 2022 [Доля интернет-пользователей в Германии с 2001 по 2022 г.]. https://de.statista.com/statistik/daten/studie/13070/umfrage/entwicklung-der-internetnutzung-in-deutschland-seit-2001/
Westerstahl, J., & Johansson, F. (1994). Foreign News: News Values and Ideologies. European Journal of Communication, 9(1), 71–89. https://doi.org/10.1177/0267323194009001004