«Образ врага» в информационных войнах в контексте отношений России с Украиной, Великобританией и США в 2019 году (анализ контента политических блогеров социальной сети Twitter)

  • Валентина Александровна Шилова Центр социологии управления и социальных технологий Института социологии ФНИСЦ РАН
  • Владимир Алексеевич Веденин Государственный университет гуманитарных наук
Ключевые слова: коммуникация, СМИ, пропаганда, информационные войны, манипуляция, методы пропаганды, «образ врага»

Аннотация

Статья посвящена исследованию формирования «образов врага» в информационно-психологических войнах, которые ведутся противоборствующими силами с использованием разных стратегий пропаганды и манипуляции. В теоретической части работы раскрывается содержание понятий информационно-психологическая война, технологии пропаганды и манипуляции, «образ врага», типология «врагов», основания и стратегии формирования «образа врага».

Авторы фокусируют внимание на технологиях и практиках формирования «образа врага» государства-противника у своей аудитории блогерами социальной сети Twitter, с целью сплоченной ответной поддержки обществом внешней государственной политики. В ходе поискового исследования в январе – мае 2019 года было проанализировано 533 текстовых сообщения и 65 фотографических материалов из социальной сети «Twitter» в контексте современных (на тот момент) отношений России с Украиной, Великобританией и США.

Авторами проанализирован «образ врага», продуцируемый информационными акторами каждой из сторон конфликта. В статье описываются выявленные механизмы формирования «образа врага» в медиа-пространстве социальных сетей, что позволяет охарактеризовать и сравнить определенные «формы» врага, которые пытается сформировать каждая из сторон информационного противоборства.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Валентина Александровна Шилова, Центр социологии управления и социальных технологий Института социологии ФНИСЦ РАН

кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник

Владимир Алексеевич Веденин, Государственный университет гуманитарных наук

аспирант программы «Социологические науки»

Литература

Адамьянц, Т. З. (2017). Социальные смыслы глобальных процессов и перемен: механизмы и катализаторы [монография]. Институт социологии РАН.

Адамьянц, Т. З. (2019). Коммуникационные механизмы современных смысловых противостояний. Социологические исследования, (3), 98–105. https://doi.org/10.31857/S013216250004282-3

Бассиюни, К. (1999). Воспитание цареубийц. Академический проект.

Бурдье, П., Болтански, Л., Кастель, Р., и Шамборедон, Ж.-К. (2014). Общедоступное искусство: опыт о социальном использовании фотографии (Б. М. Скуратов, пер.). Праксис.

Вепринцев, В. Б., Манойло, А. В., Петренко, А. И., и Фролов, Д. Б. (2005). Операции информационно-психологической войны: краткий энциклопедический словарь-справочник. http://psyfactor.org/psyops/psyops4.htm

Гриняев, С. Н. (2004). Поле битвы — киберпространство. Теория, приемы, средства, методы и системы ведения информационной войны. По материалам иностранной печати. Харвест. http://csef.ru/media/articles/461/461.pdf

Гудков, Л. (2005). Идеологема врага. «Враги» как массовый синдром и механизм социокультурной интеграции. Л. Гудков (сост.), Н. Конрадова (ред.), Образ врага (сс. 7–79). ОГИ.

Гузев, С. А., и Комиссарова, М. Н. (2013). Информационные войны: типы и особенности. Современные наукоемкие технологии, (10–2), 232–233. https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=33447

Зиммель, Г. (1994). Человек как враг. Социологический журнал. 0(2), 114–119. https://jour.fnisc.ru/index.php/socjour/article/view/71/73

Козырев, Г. И. (2008). «Враг» и «образ врага» в общественных и политических отношениях. Социологические исследования, 285(1), 31–39. https://elibrary.ru/download/elibrary_10230033_27061440.pdf

Крумм, Р., Ломагин, Н., и Ханов, Д. (сост.). (2012). Образ другого — страны Балтии и Советский Союз перед Второй мировой войной. Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН).

Лоренц, К. (1994). Агрессия (так называемое «зло»). Прогресс.

Николайчук, И. А., Янгляева, М. М., и Якова, Т. С. (2018). Крылья хаоса. Масс-медиа, мировая политика и безопасность государства. ИКАР.

Сенявская, В. С. (2006). Противники России в войнах ХХ века: Эволюция «образа врага» в сознании армии и общества. Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН).

Сороченко, В. (2002). Энциклопедия методов пропаганды. (Как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама). Psyfactor. https://psyfactor.org/propaganda.htm

Ушаков, Д. Н. (1935). Толковый словарь русского языка. Т. 1. Гос. ин-т «Сов. энцикл.», ОГИЗ.

Цыганов, В. В., и Бухарин, С. Н. (2007). Информационные войны в бизнесе и политике. Теория и методология. Академический проект.

Шариков, П. А. (2013). Подходы РФ и США к проблеме международно-правового обеспечения информационной безопасности. Проблемы национальной стратегии, 20(5), 131–144. https://riss.ru/documents/286/f47a2d760dfb40e1b1c187fb161c568c.pdf

Шигин, А., и Литвиненко, В. (2021, 7 июля). Сущность войны и современность. Армейский сборник. Журнал министерства обороны Российской Федерации. https://army.ric.mil.ru/Stati/item/334161/

Шилова, В. А. (2015). Коммуникативное поле управления: теория, методология, практика [монография]. Логос.

Штомпка, П. (2007). Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник (Н. В. Морозова, пер.). Логос.

Опубликован
2022-11-18
Как цитировать
Шилова В. А., & Веденин В. А. (2022). «Образ врага» в информационных войнах в контексте отношений России с Украиной, Великобританией и США в 2019 году (анализ контента политических блогеров социальной сети Twitter). Коммуникации. Медиа. Дизайн, 7(4), 27-66. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/16324
Раздел
Научные статьи