Особенности распространения научной информации в условиях кризиса

  • Никита Игоревич Журавлев
Ключевые слова: кризисные коммуникации, научная информация, модель оценки релевантности распространения научной информации, медиаграмотность, научно-популярные издания, фейкньюс, пандемия COVID-19

Аннотация

В статье изучаются особенности восприятия научной информации и ее дистрибуции в контексте пандемии COVID-19. Автор предполагает, что легкий доступ к непроверенной информации и ее бесконтрольное поглощение, тиражирование фейков, низкий уровень медиаграмотности населения и отсутствие навыка критического мышления, а также слабая заинтересованность ученых в качественном представлении в СМИ результатов собственных исследований негативно влияют на эффективность кризисных коммуникаций и распространение научной информации. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить паттерны и закономерности при распространении научной информации и их влияние на аудиторию на фоне пандемии коронавируса. В рамках исследования автором была создана и апробирована модель оценки релевантности распространения научной информации. Для научных сотрудников и исследователей данная модель может стать наглядным пособием, как реагирует целевая аудитория на их сообщение в период кризисных коммуникаций.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Никита Игоревич Журавлев

магистр медиакоммуникаций

Литература

Афанасьева, А. О., Томашевская, И. В., и Априянц, К. В. (2020). Фейковые новости в условиях пандемии COVID-19. StudNet, 3(11), 629–635. https://cyberleninka.ru/article/n/feykovye-novosti-v-usloviyah-pandemii-covid-19

ВОЗ назвала число умерших от коронавируса врачей. (2021, 24 мая). Фонтанка.ру. https://www.fontanka.ru/2021/05/24/69931667/

В России 1100 врачей погибли от COVID в первом полугодии 2021 года. (2021, 19 октября). Интерфакс. https://www.interfax.ru/russia/798128

Вильданов, И. Э. (2006). Социальный кризис: изучение, проблемы и решения. Вестник Казанского технологического университета, (2), 310–314. https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-krizis-izuchenie-problemy-i-resheniya

Всемирная организация здравоохранения. Европейское региональное бюро. (‎2017)‎. Подсказки для спикеров: документ ВОЗ в поддержку безопасности вакцин. https://apps.who.int/iris/handle/10665/346182

ГОСТ 7.0-99. (2000). Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/1200004287

Газоян, А. Г. (2020). Форматы научной коммуникации в условиях пандемии COVID-19: на материалах научно-популярных порталов. Культура и время перемен, 3(30). http://timekguki.esrae.ru/46-577

Голуб, О. Ю., и Сергеева, Е. В. (2020). Кризисная коммуникация власти и общества в социальных медиа: определение проблемных зон. Известия Саратовского университета, 20(3), 257–263. https://doi.Org/10.18500/1818-9601-2020-20-3-257-263

Голуб, О. Ю. (2012). Кризисные коммуникации: методология и методы управления. Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, (2), 142–145. https://cyberleninka.ru/article/n/krizisnye-kommunikatsii-metodologiya-i-metody-upravleniya

Лукашенко на совещании по коронавирусу напомнил о совете посещать баню и рассказал анекдот о Жириновском. (2020, 19 марта). Белта. https://www.belta.by/president/view/lukashenko-na-soveschanii-po-koronavirusu-napomnil-o-sovete-poseschat-banju-i-rasskazal-anekdot-o-383912-2020/

Недюк, М. (2021, 8 февраля). Смерть ковидова в тунце: в рыбе нашли антивирусный пептид. Известия. https://iz.ru/1120481/mariia-nediuk/smert-kovidova-v-tuntce-v-rybe-nashli-antivirusnyi-peptid

Николаева, М. (2021, 1 июня). Грудное молоко не передает вирус SARS-CoV-2, но вырабатывает антитела против него. Омскпресс. https://omskpress.ru/news/321061/grudnoe-moloko-ne-peredaet-virus-sars-cov-2-no-vyrabatyvaet-antitela-protiv-nego/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

Поппер, К. Р. (1972/2002). Объективное знание. Эволюционный подход (Д. Г. Лахути, пер.). Эдиториал УРСС.

Серебрякова, В. С., и Милостивая, А. И. (2020). Лингвистическое портретирование пандемии COVID-19 в прессе России и Германии. Гуманитарные и юридические исследования, (2), 202–209. https://humanitieslaw.ncfu.ru/jour/article/view/191?locale=ru_RU

Страхи и привычки: почему наш мозг боится перемен. (2021, 25 января). Радио Sputnik. https://radiosputnik.ria.ru/20210125/mozg-1594399714.html

Яковенко, И. А. (2012, 30 августа). Рынок научно-популярных журналов. Аналитический обзор. Национальная Тиражная Служба. http://pressaudit.ru/rynok-nauchno-populyarnyx-zhurnalov-analiticheskij-obzor/

COVID-19 Data Explorer. (n. d.). Our World in Data. Retrieved September 29, 2022 from https://ourworldindata.org/explorers/coronavirus-data-explorer?tab=table&facet=none&Metric=Confirmed+deaths&Interval=7-day+rolling+average&Relative+to+Population=true&Color+by+test+positivity=false&country=USA~ITA~CAN~DEU~GBR~FRA~JPN

Five Ws. (n. d.). Wikipedia. https://en.wikipedia.org/wiki/Five_Ws

Groß, R., Conzelmann, C., Müller, J. A., Stenger, S., Steinhart, K., Kirchhoff, F., & Münch, J. (2020). Detection of SARS-CoV-2 in human breastmilk. Lancet (London, England), 395(10239), 1757–1758. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(20)31181-8

Lazarsfeld, P., Berelson, B., & Gaudet, H. (1948). The People's Choice: How the Voter Makes Up His Mind in a Presidential Campaign (2nd edition.). Columbia University Press.

LIBERTY | PEOPLE (2012, 27 сентября). Ждем роста цен в 4 раза [Пост]. ВКонтакте. https://vk.com/wall-76846938_2414247

Netyh. (2021, 1 июня). Грудное молоко не передает вирус SARS-CoV-2, но вырабатывает антитела против него [Пост]. ВКонтакте. https://vk.com/club203211676?w=wall-203211676_3985%2Fall

Park, S., Fisher, C., Flew, T., & Dulleck, U. (2020). Global Mistrust in News: The Impact of Social Media on Trust. International Journal on Media Management, 22(2), 83–96. https://doi.org/10.1080/14241277.2020.1799794

PWC. (2021). Power shifts: Altering the dynamics of the E&M industry. Perspectives from the Global Entertainment & Media Outlook 2021–2025. https://www.pwc.com/gx/en/entertainment-media/outlook-2021/perspectives-2021-2025.pdf

Universitätsklinikum Ulm. (n. d.). Jan Münch. https://www.uniklinik-ulm.de/molecular-virology/muench.html

Wu, S., Hofman, J., Mason, W., & Watts, D. (2011). Who Says What to Whom on Twitter. Proceedings of the 20th International Conference on World Wide Web (705–714). Hyderabad, India. https://doi.org/10.1145/1963405.1963504

Yu, Z., Kan, R., Ji, H., Wu, S., Zhao, W., Shuian, D., Liu, J., & Li, J. (2021). Identification of tuna protein-derived peptides as potent SARS-CoV-2 inhibitors via molecular docking and molecular dynamic simulation. Food Chemistry, 342. https://doi.org/10.1016/j.foodchem.2020.128366

Опубликован
2022-10-10
Как цитировать
ЖуравлевН. И. (2022). Особенности распространения научной информации в условиях кризиса . Коммуникации. Медиа. Дизайн, 7(3), 98-128. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/16119
Раздел
Научные статьи