Космос как ностальгия: конец «прекрасной эпохи» шестидесятых в фильме Алексея Германа-мл. «Бумажный солдат» (2008)

  • Светлана Владимировна Пахомова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Московская высшая школа социальных и экономических наук
  • Екатерина Георгиевна Лапина-Кратасюк Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Московская высшая школа социальных и экономических наук
Ключевые слова: ностальгия, кино наследия, исторический фильм, оттепель, авторский кинематограф

Аннотация

В статье, на примере анализа фильма Алексея Германа младшего «Бумажный солдат» (2008), изучаются приемы работы российского авторского кино с концепциями истории и памяти. Для этого фильм рассмотрен в контексте концепций исторического фильма, ностальгического произведения и «кино наследия».  Отношения с пространством - географическим (реальным и воображаемым), а также космическим, становятся в фильме Германа мл. метафорой ухода от фрустрирующей советской реальности. Фильм «Бумажный солдат» является примером интеллектуальной работы с прошлым, занимающей важное место в поле отечественной публичной истории.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Светлана Владимировна Пахомова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Московская высшая школа социальных и экономических наук

преводаватель

Екатерина Георгиевна Лапина-Кратасюк, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Московская высшая школа социальных и экономических наук

доцент

Литература

Бойм, С. (2019). Будущее ностальгии. Новое литературное обозрение.

Бойм, С. (2019). Космос в женском туалете. Неприкосновенный запас, (2), 197—208.

Бойм, С. (2013). Будущее ностальгии. Неприкосновенный запас, (3), 20–35.

Бойм, С. (1999). Конец ностальгии? Искусство и культурная память конца века: Случай Ильи Кабакова. Новое литературное обозрение, (5), 35–47.

Бродский, И. (1969). Конец прекрасной эпохи. Культура РФ. https://www.culture.ru/poems/30541/konec-prekrasnoi-epokhi

Вайль, П., и Генис, А. (2013). 60-е. Мир советского человека. CORPUS.

Зенкин, С. Н. (2018). Анахронизм и исторический дискурс. ШАГИ/STEPS, 4 (3–4), 26–35.

Купина, Н. А. (2020). Языковое сопротивление в контексте тоталитарной культуры: избранные труды. ФЛИНТА.

Лапина-Кратасюк, Е. Г. (2014). Аффекты истории: рассказы о прошлом в кино и на телевидении. Артикульт, 16 (4), 6–13.

Нора, П. (1999). Проблематика мест памяти. Франция-память. Издательство Санкт-Петербургского университета, 17–50.

Прохоров, А. (2007). Унаследованный дискурс. Парадигмы сталинской культуры в литературе и кинематографе оттепели. Академический Проект.

Самутина, Н. (2007). Идеология ностальгии: проблема прошлого в современном европейском кино. Гуманитарные исследования, Высшая школа экономики, (1).

Ямпольский, М. (2014). Двойники и заемное Я. Сеанс. Дата обращения: 16 декабря 2021. https://seance.ru/articles/dvojniki-i-zaemnoe-ya/

Burgoyne, R. (2008). The Hollywood Historical Film. Blackwell Publishing.

Rosenstone, R. (2017). History on film-film on history. Routledge.

Rosenstone, R. A. (1995). The Historical Film as Real History. Film-Historia, V (1), 5–23.

Опубликован
2022-07-15
Как цитировать
ПахомоваС. В., & Лапина-КратасюкЕ. Г. (2022). Космос как ностальгия: конец «прекрасной эпохи» шестидесятых в фильме Алексея Германа-мл. «Бумажный солдат» (2008). Коммуникации. Медиа. Дизайн, 7(2), 165-182. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/14639
Раздел
Научные статьи