Практики изображения смерти и умирания в российском кинематографе 1920-х

  • Александр Евгеньевич Мальченко Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: российский кинематограф, визуальная антропология, телесность, смерть

Аннотация

В статье рассматриваются способы репрезентации смерти и умирания в российском кинематографе 1920-х годов и то, как формируются визуальные аспекты и тематические рамки в изображении мертвецов, мертвых и раненых тел, умирающих и убитых людей. Трагичные финалы являлись характерной чертой первых российских фильмов, выпущенных до революции, но при всей охваченности мрачными сюжетами, в визуальном плане они не были прямолинейными. Целью статьи является анализ того, как зарождались в российском кинематографе способы обращения к теме смерти и как они трансформировались с приходом революции.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Александр Евгеньевич Мальченко, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

аспирант программы «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура» 

Литература

Болтянский, Г. (1925). Ленин и кино. Государственное издательство.

Булгакова, О. (2017). Судьба броненосца. Биография Сергея Эйзенштейна. Европейский университет в СПб.

Булгакова, О. (2021). Фабрика жестов (2-е изд.). Новое Литературное Обозрение.

Вертов, Д. (1923). Киноки. Переворот. Леф, (3), 135–143.

Вертов, Д. (1927). Кровь на экране. Советский экран, (32).

Гинзбург, С. (2007). Кинематография дореволюционной России. Аграф.

Гращенкова, И. (2005). Кино Серебряного века: русский кинематограф 10-х годов и кинематограф русского послеоктябрьского зарубежья 20-х годов. А.А. Можаев.

Громов, Е. В. (1979). Л. В. Кулешов: статьи, материалы. Искусство.

Зоркая, Н. (1976). На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900–1910 гг. Наука.

Кириллова, О. А. (2013). Декадентский кинематограф в российском киноискусстве. Вопросы культурологии, (10), 86–91.

Кириллова, О. А. (2017). Кинодекаданс: Танатография кинематографа. Неприкосновенный запас, (1), 181–194.

Кулешов, Л. (1922). Американщина. Кино-фот, (1), 14–15.

Лотман, Ю. М (1994). Смерть как проблема сюжета. Кошелев А. (ред.), Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа (сс. 417–430). Гнозис.

Садко (1926). Для буржуйских детей («По закону» — фильма Кулешова). Жизнь искусства, (37).

Садуль, Ж. (1961). Всеобщая история кино (Т. 3). Искусство

Соколова, А. (2021). Новому человеку – новая смерть? Похоронная культура раннего СССР. Новое Литературное Обозрение.

Трофименков, М. (2016, 5 февраля). Умирающий лебедь. Первый русский фильм ужасов. Коммерсант. https://www.kommersant.ru/doc/2906087

Уиддис, Э. (2012). Фактура: поверхность и глубина в кинодекорационном искусстве раннего советского кино. Киноведческие записки, (99), 35–59.

Хаузман, Р. (2002). Довженковская «Земля». Киноведческие записки, (58). http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/298/

Цивьян, Ю. Г. (2002). Введение: несколько предварительных замечаний по поводу русского кино. Ю. Г. Цивьян (ред.), Великий Кинемо: Каталог сохранившихся игровых фильмов России 1908—1919 (сс. 8–14). Новое литературное обозрение.

Эйзенштейн, С. (1964). Избранные произведения в шести томах (Т. 2). Искусство

Ямпольский, М. (2006). Россия: кино и культура современности, или Регресс в роли прогресса. Киноведческие записки, (78). http://www.kinozapiski.ru/ru/print/sendvalues/852/

Bulgakowa, O. (2019). 1917-1927: Russian Film between the Old and the New: Genres, Narratives and Bodies. Revue des études slaves, XC (1-2), 257–267.

Youngblood, D. (1999). The Magic Mirror: Moviemaking in Russia, 1908-1918. University of Wisconsin Press.

Опубликован
2022-11-20
Как цитировать
Мальченко А. Е. (2022). Практики изображения смерти и умирания в российском кинематографе 1920-х. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 7(4), 166-181. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/14303
Раздел
Научные статьи