На пути к аудиторному представительству: медиатизация политики и новые вызовы для демократий и автократий

  • Анастасия Анатольевна Порецкова Научный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-1051-7068
  • Никита Юрьевич Савин Научный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-4285-750X
Ключевые слова: аудиторная демократия, автократии, демократии, медиатизация

Аннотация

Политические последствия изменений медийной среды сегодня оказываются в центре внимания исследователей политических коммуникаций. Если применительно к либеральным демократиям эти последствия хорошо описаны и изучены, то в отношении авторитарных режимов такого ясного понимания до сих пор нет. Отсутствие теоретической проработки данного вопроса сегодня становится проблемой для эмпирических исследований. Настоящая статья является попыткой преодоления этого теоретического дефицита. С опорой на теорию аудиторной демократии Бернара Манена авторы формулируют ключевые отличия в последствиях распространения аудиторного принципа представительства в либеральных демократиях и новых автократиях. Если в либеральных демократиях он бросает вызов сложившимся институтам и практикам политической борьбы, то в новых автократиях, напротив, создает новые возможности для гражданского участия. Данный тезис отстаивается на основе анализа теоретических подходов к логике функционирования медиа в различных контекстах.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Анастасия Анатольевна Порецкова, Научный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

магистр политологии, старший преподаватель

Никита Юрьевич Савин, Научный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

кандидат политических наук, доцент

Литература

Бьюс, Ж. (2009). Истина о и в аудиторной демократии. Модель Бернара Манена о политическом информационном взаимодействии в высокоразвитых демократиях. Прогнозис. Журнал о будущем, 3–4(19), 195–223.

Ван Рейбрук, Д. (2018). После выборов. Ад Маргинем.

Даль, Р. (2003). Демократия и ее критики. РОССПЭН.

Кастельс, М. (2016). Власть коммуникации. Издательский дом НИУ ВШЭ.

Кин, Д. (2015). Демократия и декаданс медиа. Издательский дом НИУ ВШЭ.

Луман, Н. (2005). Реальность масс-медиа. Праксис.

Манен, Б. (2008). Принципы представительного правления. Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Урбинати, Н. (2016). Искаженная демократия: мнение, истина, народ. Издательство института Гайдара.

Aldrich, J. H., Gibson, R. K., Cantijoch, M., Konitzer, T. (2016). Getting out the vote in the social media era: Are digital tools changing the extent, nature and impact of party contacting in elections? Party Politics, 22(2), 165–178.

Baiocchi, G., Connor, B. T. (2008). The Ethnos in the Polis: Political Ethnography as a Mode of Inquiry. Sociology Compass, 2(1), 139–155.

Baran, S., Davis, D. (2011). Mass Communication Theory: Foundations, Ferment, and Future. Cengage Learning.

Bennett, W. L., Iyengar, S. (2008). A New Era of Minimal Effects? The Changing Foundations of Political Communication. Journal of Communication, 58, 707–731.

Beus, J. (2011). Audience Democracy: An Emerging Pattern in Postmodern Political Communication. In K. Brants, K. Voltmer (Eds.), Political Communication in Postmodern Democracy: Challenging the Primacy of Politics (pp. 19–38). Palgrave Macmillan.

Blondel, J. (1972). Comparing Political Systems. Praeger Publishers, Inc.

Blondel, J. (1999). Then and Now: Comparative Politics. Political Studies, 47(1), 152–160.

Blumler, G., Gurevitch, M. (1996). The Crisis of Public Communication. Routledge.

Brants, K., Voltmer, K. (Eds.). (2011). Political Communication in Postmodern Democracy: Challenging the Primacy of Politics. Palgrave Macmillan.

Caplan, B. D. (2007). The Myth of the Rational Voter: Why Democracies Choose Bad Policies. Princeton University Press.

Chwalisz, C. (2019, November 26). A New Wave of Deliberative Democracy. Carnegie Europe. https://carnegieeurope.eu/2019/11/26/new-wave-of-deliberative-democracy-pub-80422

Dellavigna, S., Kaplan, E. (2007). The Fox News Effect: Media Bias and Voting. The Quarterly Journal of Economics, 122(3), 1187–1234.

Dovi, S. (2007). The Good Representative. Wiley-Blackwell Publishing.

Duggan, J., Martinelli, C. (2011). A Spatial Theory of Media Slant and Voter Choice. The Review of Economic Studies, 78(2), 640–666.

Green, J. (2010). The Eyes of the People: Democracy in an Age of Spectatorship. Oxford University Press.

Guriev, S., Treisman, D. (2019, July 26). A Theory of Informational Autocracy. SSRN. https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3426238

Holbert, R. L., Garrett, R. K., Gleason, L. (2010). A New Era of Minimal Effects? A Response to Bennett and Iyengar. Journal of Communication, 60, 15–34.

Johansson, E. (2019). Social media in political communication: A substitute for conventional media? In K. M. Johansson, G. Nygren (Eds.), Close and Distant: Political Executive–Media Relations in Four Countries (pp. 149–173). Nordicom, University of Gothenburg.

Lee, H. (2020). Voters’ involvement, attitude, and confidence in the era of new media. Palgrave Communications, 6(1), 1–7.

Lilleker, D. G. (2006). Key Concepts in Political Communication. Sage.

Löblich, M. (2018). The History of Media Policy Based on Mediatization: A Theoretical Perspective. International Journal of Communication, 12, 4468–4487.

Mazzoleni, G., Schulz, W. (1999). “Mediatization” of Politics: A Challenge for Democracy? Political Communication, 16(3), 247–262.

Pitkin, H. F. (1967). The concept of representation. University of California Press.

Prior, M. (2007). Post-Broadcast Democracy: How Media Choice Increases Inequality in Political Involvement and Polarizes Elections. Cambridge University Press.

Schrott, A., Spranger, D. (2007). Mediatization of political negotiations in modern democracies: institutional characteristics matter. Challenges to Democracy in the 21st Century 2, University of Zurich. https://doi.org/10.5167/uzh-94873

Shehata, A., Stromback, J. (2013). Not (Yet) a New Era of Minimal Effects: A Study of Agenda Setting at the Aggregate and Individual Levels. International Journal of Press/Politics, 18(2), 234–255.

Shirky, C. (2011). The political power of social media: technology, the public sphere, and political change. Foreign Affairs, 90(1), 28–41.

Siebert, F., Peterson, T., Schramm, W. (1963). Four Theories of the Press: the Authoritrian, Libertarian, Social Responsibility and Soviet Communist Concepts of What the Press Should Be and Do. University of Illinois Press.

Sinpeng, A. (2020). Digital media, political authoritarianism, and Internet controls in Southeast Asia. Media, Culture and Society, 42(1), 25–39.

Splaine, J. (1995). The Road to the White House Since Television. A C-SPAN.

Stanford Encyclopedia of Philosophy. (2018, August 29). Political Representation. http://plato.stanford.edu/entries/political-representation

Street, J. (2004). Celebrity Politicians: Popular Culture and Political Representation. The British Journal of Politics & International Relations, 6, 435–452.

Sunstein, C. (2007). Republic.com 2.0. Princeton University Press.

Sunstein, C. (2009). On Rumors: How Falsehoods Spread, Why We Believe Them, What Can Be Done. Farrar, Straus and Giroux.

Voltmer, K. (2006). Mass Media and Political Communication in New Democracies. Psychology Press, Series: Business & Economics.

Wardle, С. (2017, February 16). Fake news It's complicated. First Draft. https://firstdraftnews.org/latest/fake-news-complicated/

Wedeen, L. (1999). Ambiguities of Domination: Politics, Rhetoric, and Symbols in Contemporary Syria. University of Chicago Press.

Wijfies, H. (Ed.). (2009). Mediatization of Politics in History. Peeters Publishers.

Winneg, K., Jamieson, K. H. (2017). Learning From the 2016 U.S. General Election Presidential Debates. American Behavioral Scientist, 61(4), 362–378.

Опубликован
2021-06-29
Как цитировать
Порецкова, А. А., & Савин, Н. Ю. (2021). На пути к аудиторному представительству: медиатизация политики и новые вызовы для демократий и автократий. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 6(2), 33-51. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/12831
Раздел
Научные статьи