Зритель в перформативном пространстве «Хабеас корпус» Лори Андерсон: телеприсутствие и место сочувствия и вины

  • Глеб Юрьевич Ершов Санкт-Петербургский государственный университет
  • Ольга Александровна Зубова Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова: перформативное пространство, перформативность, зритель, Лори Андерсон, мультимедийная инсталляция

Аннотация

После перформативного или эмпирического поворота формирование опыта зрителя становится частью концепции художественного произведения. При этом зрительское восприятие формируется перформативным пространством.Его специфика определяется присутствием и движением человека, предмета, звука, света — оно динамично, изменчиво и ограничено во времени. Все это делает пространство по характеру ближе к событию, чем к артефакту.

В этой статье на примере анализа аудиовизуального произведения «Хабеас корпус» 2015 г. американской художницы Лори Андерсон (род. в 1947 г.) рассматриваются способы конструирования и изменения перформативных пространств, в которых сам объект становится лишь одной из составных частей в формировании события, а характер зрительского восприятия изменяется. В исследовании изучается опыт и место зрителей-участников во взаимодействии с гибридным произведением инсталляции и перформанса Андерсон. Для этого в первой части работы определяется понятие перформативного пространства. Кроме того рассматривается, как с помощью особой работы с пространством, предметами, звуком, светом и технологиями посетитель вовлекается в происходящее событие на различных уровнях: физическом/физиологическом, эмоциональном, чувственном и психологическом. А также анализируется роль зрителей как участников события, социально и политически ангажированного общения, инициированного художницей с помощью различных методов и техник.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Глеб Юрьевич Ершов , Санкт-Петербургский государственный университет

кандидат искусствоведения, старший преподаватель 

Ольга Александровна Зубова, Санкт-Петербургский государственный университет

бакалавр свободных искусств и наук

Литература

Рансьер, Ж. (2018). Эмансипированный зритель. Красная ласточка.

Фишер-Лихте, Э. (2015). Эстетика перформативности. Международное театральное агентство «Play&Play» — Издательство «Канон +».

Хантельманн фон, Д. (2017). Эмпирический поворот. Художественный журнал, (103). http://moscowartmagazine.com/issue/64/article/1350

Anderson, L. (2018). All the things I lost in the flood: Essays on pictures, language and code. Rizzoli Electa.

Anderson, L., Celant, G. (1998). Laurie Anderson, Dal Vivo. Fondazione Prada.

Anderson, L., el Gharani, M. (2015). Habeas Corpus Program. Park Avenue Armory.

Bishop, C. (2012). Artificial Hells. Participatory Art and the Politics of Spectatorship. Verso.

Chua, E. J. (2006). Laurie Anderson’s Telepresence. Postmodern Culture, 16(2). http://pmc.iath.virginia.edu/issue.106/16.2chua.html

Feldman, K. (2018). You (Shall) Have the Body: Patterns of Life in the Shadow of Guantánamo. The Comparatist, 42, 189–203.

Goldberg, R. (2000). Laurie Anderson. Harry N. Abrams, Inc.

Hannah, D. (2011). Event-space: performance space and spatial performativity. In J. Pitches, S. Popat, M. Wallis (Eds.), Performance Perspectives: A Critical Introduction (pp. 54–63). Palgrave Macmillan.

Hanusiak, X. (2015, October 22). Laurie Anderson's Habeas Corpus. Music&Literature. https://www.musicandliterature.org/reviews/2015/10/21/laurie-andersons-brihabeas-corpusi

Jestrovic, S. (2004). From the Ice Cube Stage to Simulated Reality: Place and Displacement in Laurie Anderson’s Performances. Contemporary Theatre Review, 14(1), 25–37.

Johnson, R. (2015, October 15). Impressions of: Laurie Anderson's «Habeas Corpus». The Dance Enthusiast. https://www.dance-enthusiast.com/features/impressions-reviews/view/Laurie-Anderson-Park-Avenue-Armory

Omlin, S. (2013). Perform the Space: Performance Art (Re)Conquers the Exhibition Space. On-Curating.org, 15(12), 3–12.

Park Avenue Armory. (2015). Habeas Corpus. Laurie Anderson. http://armoryonpark.org/index.php/programs_events/detail/laurie_anderson

Ross, A. (2015, October 12). Monumental. The New Yorker. https://www.newyorker.com/magazine/2015/10/19/monumental-musical-events-alex-ross

Schechner, R. (1994). Environmental theater. Applause.

Sibert, A. (2017). Identifying with Presence, Absence, and Identity in Laurie Anderson and Mohammed el Gharani's Habeas Corpus. In G. Herren (Ed.), Text & Presentation (pp. 47–61). McFarland Publishing.

Sone, Y. (2005). Sensory otherness in Laurie Anderson's work. Body, Space & Technology, 5(1). http://doi.org/10.16995/bst.188

Vágnerová, L. (2016). Sirens/Cyborgs: Sound Technologies and the Musical Body. Columbia University.

Varon, J. (2015, October 22). The Guantánamo Saga in Laurie Anderson’s “Habeas Corpus”. Public Seminar. https://publicseminar.org/2015/10/the-guantanamo-saga-in-laurie-andersons-habeas-corpus/

Voegelin, S. (2010). Listening to Noise and Silence. Towards a Philosophy of Sound Art. Continuum.

Wyma, C. (2015, October 20). To Aestheticize Politics. The nebulous function of political art. Guernica. https://www.guernicamag.com/chloe-wyma-to-aestheticize-politics/

Опубликован
2021-04-12
Как цитировать
Ершов Г. Ю., & ЗубоваО. А. (2021). Зритель в перформативном пространстве «Хабеас корпус» Лори Андерсон: телеприсутствие и место сочувствия и вины. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 6(1), 82-97. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/12288
Раздел
Научные статьи