Феминизм «Cуспирии» (2018): Танец — тело — ритуал

  • Людмила Игоревна Арланова Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
  • Поликарп Федотович Колесов Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
  • Дарья Павловна Мюллер Веласкес Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
Ключевые слова: гендер, костюм, перформанс, танец, тело, феминизм, хоррор

Аннотация

Данное исследование посвящено феминистическому нарративу, который рассмотрен через призму фильма в жанре horror, или фильма ужасов, через репрезентацию тела посредством костюмов и сет-дизайна. Анализ ведется на примере фильма «Суспирия» режиссера Луки Гуаданьино (2018). Особое внимание уделяется интерпретации в этом фильме современного танца как ритуала. Методология, использованная в статье, включает следующие инструменты: тематическое исследование и историко-сравнительный анализ. Статья начинается с введения, где дается комментарий к терминам «саспенс» и «монстр феминной природы». Введение демонстрирует, как феминность служила альтернативой конвенциональным патриархальным институциям, а также подчеркивает выбор феминистического акцента в фильме о ведьмах. Далее в статье разбираются сюжет с присутствующими в нем перформативными элементами. Танец анализируется как сложный ритуальный феномен, состоящий из фаз лиминальности. И наконец, статья признает ценный вклад костюмов в способствовании ритуальной пре-лиминальности.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Людмила Игоревна Арланова, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”

лингвист, преподаватель-исследователь Аспирантской школы по искусству и дизайну, Факультет коммуникаций, медиа и дизайна, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики” (Москва, Россия)

Поликарп Федотович Колесов, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”

физик, аспирант Аспирантской школы по искусству и дизайну, Факультет коммуникаций, медиа и дизайна, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики” (Москва, Россия)

Дарья Павловна Мюллер Веласкес , Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”

бакалавр регионоведения, экономист, преподаватель-исследователь Аспирантской школы по искусству и дизайну, Факультет коммуникаций, медиа и дизайна, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики” (Москва, Россия)

Литература

Василенко, Н., Мирошниченко, М. (2019, 22 февраля). Ужас Антропоцена. Феминизм и кино: лекция 3 [аудиолекция]. Storyside. https://www.storytel.com/fi/fi/books/763620-Uzhas-Antropotsena-Feminizm-i-kino-Lektsiya-3

Гуаданьино, Л. (режиссер). (2018). Суспирия (Suspiria) [фильм]. Amazon Studios.

Парфенова, М., Макарова, Т. (2019). Символика цвета в дизайне костюма персонажей фильмов. Научный журнал «Костюмология», 4(2), 13. https://kostumologiya.ru/PDF/13IVKL219.pdf

Сироткина, И. (2019). Танец как регулятор эмоционального режима. Новые книги о движении и танце. Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований, 4(4), 132–138.

Смирнова-Гриневич, Н. (2014). Концептуальный театр Саши Вальц. «Весна Священная» И. Стравинского. Вопросы театра, 1–2, 197–206.

Чернявский, И. (2020). Поэтика мистического в современном кинематографе (на материале «Девятых врат» Р. Полански и «Суспирии» Л. Гуаданьино). Я. В. Солдаткина, А. А. Роговский, И. Б. Чернявский (ред.), Медийные процессы в современном гуманитарном пространстве: подходы к изучению, эволюция, перспективы. Материалы V Научно-практической конференции (сс. 99–107). Спутник. https://www.academia.edu/42007689/МЕДИЙНЫЕ_ПРОЦЕССЫ_В_СОВРЕМЕННОМ_ГУМАНИТАРНОМ_ПРОСТРАНСТВЕ_ПОДХОДЫ_К_ИЗУЧЕНИЮ_ЭВОЛЮЦИЯ_ПЕРСПЕКТИВЫ

Шапинская, Е. (2010). Монструозный Другой в вербальных и визуальных текстах. Полигнозис, 1–2(38). https://www.culturalnet.ru/main/fileex/23

Щеклеина, А. (2017). Взаимодействие тела и духа в современном танцтеатре. Н. В. Курюмова (ред.), Современный танец: дискурс и практики. Сборник статей (сс. 136–151). Гуманитарный университет. http://dancewriter.ru/dw/wp-content/uploads/2017/04/sovrem_tanec_diskurs-i-praktiki_.pdf

Buikema, R. (2016). Women's and Feminist Activism in Western Europe. In N. Naples (Eds.), The Wiley Blackwell Encyclopedia of Gender and Sexuality Studies. John Wiley & Sons, Inc. https://doi.org/10.1002/9781118663219.wbegss656

Creed, B. (2007). The Monstrous-Feminine: Film, Feminism and Psychoanalysis. Routledge.

D'Onofrio, A. (2018). Theater, Anthropology and. https://doi.org/10.1002/9781118924396.wbiea2268

Gennep, A. van (2019). The Rites of Passage (2nd ed.). The University of Chicago Press.

Hameline, J.-Y. (2003). Les Rites de Passage of Arnold Van Gennep. Studia Liturgica, 33(2), pp. 129–150. https://doi.org/10.1177/003932070303300201

Meglin, J. & Brooks, L. (2010). Why a Special Issue on Martha Graham? Dance Chronicle, 33(1), 1–4. https://doi.org/10.1080/01472520903574709

Mulvey, L. (1975). Visual pleasure and narrative cinema. Screen, 16(3), 6–18.

Schulze, J. (2019). The ornamental and the monstrous: Exploring feminine architecture in Dario Argento’s Suspiria (1977). Horror Studies, 10(1), 73–85. https://doi.org/10.1386/host.10.1.73_1

Siegmund, G. (2018). Doing the Contemporary: Pina Bausch as a Conceptual Artist. Dance Research Journal, 50(2), 15–30. https://doi.org/10.1017/S0149767718000207

Song, J. (2007). Mary Wigman and German Modern Dance: A Modernist Witch? Forum for Modern Language Studies, 43(4), 427–437. https://doi.org/10.1093/fmls/cqm062

St John, G. (2001). Alternative Cultural Heterotopia and the Liminoid Body: Beyond Turner at ConFest. The Australian Journal of Anthropology, 12(1), 47–66. https://doi.org/10.1111/j.1835-9310.2001.tb00062.x

St John, G. (2008). Victor Turner and Contemporary Cultural Performance: An Introduction. Berghahn. https://doi.org/10.13140/2.1.3081.5523

Yingjie, H. (2019). Flying Across the Strings of my Heart: Witches and the Representation of Feminism. The European Journal of Humanities and Social Sciences, 5, 6–16. https://doi.org/10.29013/EJHSS-19-5-6-16

Опубликован
2020-12-31
Как цитировать
АрлановаЛ. И., КолесовП. Ф., & Мюллер Веласкес Д. П. (2020). Феминизм «Cуспирии» (2018): Танец — тело — ритуал. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 5(4), 40-53. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/11925
Раздел
Научные статьи