Концепция диалога по Т. М. Дридзе: актуальный инструмент кросс-культурной медиации в международном бизнесе

  • Сергей Сергеевич Кладько Университет Иннополис
Ключевые слова: кросс-культурная медиация, кросс-культурный менеджмент, организационное поведение, межкультурная коммуникация, межкультурный диалог

Аннотация

В настоящей статье, посвященной памяти замечательного российского ученого Т. М. Дридзе, предпринимается попытка проанализировать озвученные ею почти тридцать лет назад идеи о диалоге как контакте смыслов в отношении их применимости к реалиям современного международного бизнеса. Для ответа на поставленный вопрос автор сопоставляет основные положения успешного диалога, сформулированные Т. М. Дридзе в ее работах по семиосоциопсихологии, с современными исследованиями в области диалога и кросс-культурного менеджмента, а также предлагает расширенную интерпретацию деятельности посредника-«переводчика» в подобном диалоге с точки зрения кросс-культурной медиации.  Статья также содержит примеры практической апробации инструментов кросс-культурной медиации в реальной бизнес-среде, при этом описываемые кейсы во многом подтверждают практическую применимость исследований Т. М. Дридзе в области диалога.  Упоминаемые в работе предложения могут применяться для урегулирования межкультурных недопониманий в международном бизнесе, в частности при проведении международных сделок по слиянию и поглощению, управлению кросс-культурными рабочими группами, а также разработке алгоритмов искусственного интеллекта для кросс-культурных сервисов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Сергей Сергеевич Кладько, Университет Иннополис

кандидат философских наук, доцент

Литература

American Express. (2016, September 29). International Markets Provide Growing Source of Revenue for Small and Mid-sized Companies, According to American Express Grow Global Survey. https://about.americanexpress.com/all-news/news-details/2016/International-Markets-Provide-Growing-Source-of-Revenue-for-Small-and-Mid-sized-Companies-According-to-American-Express-Grow-Global-Survey/default.aspx

Bose, S. (2016, August 26). 58 Percent of Small Businesses Already Have International Customers, Survey Finds. Small Business Trends. https://smallbiztrends.com/2016/08/small-businesses-going-global-survey.html

Caliskan, A., Bryson, J., Narayanan, A. (2017). Semantics derived automatically from language corpora contain humanlike biases. Science, 356(6334), 183–186.

Cliffe, S. (2015). Companies Don’t Go Global, People Do: An Interview with Andy Molinsky. Harvard Business Review. https://hbr.org/2015/10/companies-dont-go-global-people-do

Dewhurst, M., Harris, J., Heywood, S. (2012, June 1). The global company’s challenge. McKinsey Quarterly. https://www.mckinsey.com/business-functions/organization/our-insights/the-global-companys-challenge

Dridze, T. M. (1996). Sotsial'naya kommunikatsiya kak tekstovaya deyatel'nost' v semiosotsologii. [Social communication as text activity in semiosociology]. Obshchestvennye nauki i sovremennost' [Social Sciences and Contemporary World], 22, 142–155. [In Russian]. http://ecsocman.hse.ru/text/17779061/

Dridze, T. M. (2000). Eko-antropotsentricheskaya model' sotsial'nogo poznaniya kak put' k preodoleniyu paradigmal'nogo krizisa v sotsiologii [Eco-anthropocentric model of social cognition as a way to overcome the paradigm crisis in sociology]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological research], 2, 20–28. [In Russian]. http://ecsocman.hse.ru/text/19000853/

Glazer, S., Moliner, C., Carmona, C. (2014). An Integrated International Model for Internationalizing I/O Psychology Programs. In R. L. Griffith, L. F. Thompson, B. K. Armon (Eds.), Internationalizing the Curriculum in Organizational Psychology (pp. 79–103). Springer. https://doi.org/10.1007/978-1-4614-9402-7

Gudykunst, W. (2003). Cross Cultural and Intercultural Communication. Sage Publications.

Hall, E. T. (1960). The Silent Language in Overseas Business. Harvard Business Review. https://hbr.org/1960/05/the-silent-language-in-overseas-business

Hofstede, G. (2011). Dimensionalizing Cultures: The Hofstede Model in Context. Online Readings in Psychology and Culture, 2(1). https://doi.org/10.9707/2307-0919.1014

Klad'ko, S. S. (1999). Yadro i periferiya v sotsiokul'turnom prostranstve, vzaimodeystvie supersistem [Core and periphery in socio-cultural space, interaction of supersystems]. Mir psikhologii [The World of Psychology], 4(20), 130–138. [In Russian].

Klad'ko, S. S. (2019). Kross-kul'turnye aspekty vzaimodeystviya «chelovek—iskusstvennyy intellekt»: ot psevdokommunikatsii k dialogu [Cross-cultural aspects of "human-artificial intelligence" interaction: from pseudo-communication to dialogue]. In I. V. Annenkova, M. A. Pilgun (Eds.), Novaya kul'tura kommunikatsiy v usloviyakh tsifrovoy i sotsiokul'turnoy globalizatsii: pravo, media i natsional'naya identichnost' (pp. 226-233) [New culture of communications in the conditions of digital and socio-cultural globalization: law, media and national identity]. Collection of materials of the International scientific and practical conference (Moscow, November 14-15, 2018). Institute of legislation and comparative law under the Government of the Russian Federation. [In Russian]. https://www.researchgate.net/publication/337423851_Kross_kulturnye_aspekty_vzaimodejstvia_celovek-iskusstvennyj_intellekt_ot_psevdokommunikacii_k_dialogu

Molinsky, A. (2013, April 3). Common Language Doesn’t Equal Common Culture. Harvard Business Review. https://hbr.org/2013/04/common-language-doesnt-equal-c

Pable, A., Hutton, C. (2015). Signs, Meanings and Experience. Integrational Approaches to Linguistics and Semiotics. De Gruyter.

Raiffa, H. (2007). Negotiation Analysis. The Science and Art of Collaborative Decision Making. Belknap Press.

Rizk, C. (2014, November 10). Erin Meyer Can Make Your Global Team Work. Strategy+Business. https://www.strategy-business.com/article/00282?gko=38b19

Trompenaars, F., Hampden-Turner, C. (2003). Riding the Waves of Culture. Understanding Cultural Diversity in Business. Nicholas Brealey Publishing.

Trompenaars, F., Woolliams, P. (2004). A new paradigm for Marketing Across Cultures. Marketing Insights. https://issuu.com/thtconsulting/docs/anew-paradigm-for-marketing-across-cultures

Weigand, E. (2009). Language as a Dialogue. John Benjamins.

Weigand, E. (2010). Dialogue. The Mixed Game. John Benjamins.

Опубликован
2020-12-28
Как цитировать
КладькоС. С. (2020). Концепция диалога по Т. М. Дридзе: актуальный инструмент кросс-культурной медиации в международном бизнесе. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 5(3), 112-123. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/11805
Раздел
Научные статьи