Религия и медиатизация: герметичный объект как вызов теоретическому авангарду

  • Виктор Михайлович Хруль Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Ключевые слова: медиатизация, эвристическая ценность, религия, секуляризация, медиаисследования

Аннотация

Излагая и критически анализируя основные концептуальные направления теории медиатизации, автор обнаруживает ее проблемные зоны и разделяет скептическую позицию ряда зарубежных исследователей, которые призывают проверить этот «теоретический авангард» медиаисследований на эвристическую ценность и эмпирическую значимость. Автор обращает внимание на скрытые дополнительные трудности, с которыми теория медиатизации сталкивается в своем применении к религиозной подсистеме социальной жизни. В статье проанализированы особенности медиатизации религии, обусловленные специфическими характеристиками объекта и ограничивающие глубину исследовательского проникновения в предмет.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Виктор Михайлович Хруль, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Доктор филологических наук, доцент

Литература

Гришаева, Е. И. (2018). Возможности и границы применения теории медиатизации к исследованию религии в публичном пространстве: опыт скандинавских стран. Вестник Ленинградского государственного университета, 1, 132−141.

Землянова, Л. М. (2002). Медиатизация культуры и компаративизм в современной коммуникативистике. Вестник Московского университета, 10(5), 83−97.

Коломиец, В. П. (2010). Медиатизация рекламы. В. П. Коломиец (ред.), Российский рекламный ежегодник 2009 (с. 8−18). АЦ Видео Интернешнл.

Ним, Е. Г. (2017). Исследуя медиатизацию общества: концепт медиатизированных миров. Социологический журнал, 23(3), 8–25. https://doi.org/10.19181/socjour.2017.23.3.5361.

Сидоров, В. А. (2014). Медиа накануне постсекулярного мира: колл. моногр. Петрополис.

Хруль, В. М. (2012). Медиатизация религиозных ценностей как фактор формирования культуры диалога в российской журналистике. Вестник Московского университета, 10(4), 59−71.

Шаронов, Д. И. (2008). О коммуникативном смысле медиатизации. Вестник ВГУ, 2, 234−239.

Элбакян, Е. С. (2014). История религий: учебное пособие. ИД АТиСО.

Яблоков, И. Н. (2002). Проблема определения религии. И. Н. Яблоков (ред.), История религии. В 2 т. Т. 1. Учебник. Высшая школа.

Ampuja, M., Koivisto, J., Väliverronen, E. (2014). Strong and weak forms of mediatization theory. A critical review. Nordicom Review, 35, 11−123.

Boutros, A. (2011). Gods on the move: the mediatisation of Voodoo. Culture and Religion, 12, 185–201. https://doi.org/10.1080/14755610.2011.579718.

Campbell, H. (2010). When Religion Meets New Media? Routledge.

Campbell, H. (2017). Surveying Theoretical Approaches within Digital Religion Studies. New Media and Society, 19(1), 15−24. https://doi.org/10.1177/1461444816649912.

Casanova, J. (1994). Public Religions in the Modern World. University of Chicago Press.

Couldry, N., Hepp, A. (2017). The Mediated Construction of Reality. Polity.

Deacon, D., Stanyer, J. (2014). Mediatization: Key Concept of Conceptual Bandwagon. Media, Culture and Society, 36(7), 1032−1044. https://doi.org/10.1177/0163443714542218.

Deacon, D., Stanyer, J. (2015). ‘Mediatization and’ or ‘mediatization of’? A response to Hepp et al. Media, Culture and Society, 37(4), 655−657. https://doi.org/10.1177/0163443715580761.

Fischer-Nielsen, P. (2012). The internet mediatization of religion and church. In S. Hjarvard and M. Lövheim (Eds.), Mediatization and Religion: Nordic Perspectives (pp. 45−61). Nordicom.

Galal, E. (2012). Belonging through believing. Becoming Muslim through Islamic programming. In S. Hjarvard and M. Lövheim (Eds.), Mediatization and Religion: Nordic Perspectives (pp. 147–160). Nordicom.

Habermas, J. (2006). Religion in the public sphere. European Journal of Philosophy, 14(1), 1–25. https://doi.org/10.1111/j.1468-0378.2006.00241.x.

Hepp, A., Krönert, V. (2010). Religious media events. The Catholic World Youth Day as an example of the mediatization and individualization of religion. In N. Couldry, A. Hepp and F. Krotz (Eds.), Media Events in a Global Age (pp. 265–282). Routledge.

Hepp, A., Krotz, F. (2014) Mediatized worlds — Understanding everyday mediatization. In A. Hepp and F. Krotz (Eds.), Mediatized Worlds. Culture and Society in a Media Age (pp.1−14). Palgrave.

Hjarvard, S. (2008). The mediatization of society. A theory of the media as agents of social and cultural change. Nordicom Review, 29(2), 105−134. https://doi.org/10.1515/nor-2017-0181.

Hjarvard, S., Lövheim, M. (Eds.). (2012). Mediatization and Religion: Nordic Perspectives. Nordicom.

Ingelhart, R. (2007). Mapping global values. In Y. R. Esmer, T. Pettersson (Eds.), Measuring and Mapping Cultures: 25 years of Comparative Value Surveys (pp. 11–32). Leiden.

Livingstone, S., Lunt, P. (2014). Mediatization: an emerging paradigm for media and communication studies. In K. Lundby (Ed.), Mediatization of Communication. Handbooks of Communication Science. Vol. 21 (pp. 703−724). De Gruyter Mouton.

Lövheim, M. (2011). Mediatisation of religion: A critical appraisal. Culture and Religion, 12(2), 153−166. https://doi.org/10.1080/14755610.2011.579738.

Lövheim, M., Axner, M. (2011). Halal-tv: Negotiating the place of religion in Swedish public discourse. Nordic Journal of Religion and Society, 24(1), 57–74.

Lövheim, M. (2014). Mediatization and religion. In K. Lundby (Ed.), Mediatization of Communication (pp. 547−570). De Gruyter Mouton.

Lundby, K., Thorbjørnsrud, K. (2012). When the security police went on Facebook. In S. Hjarvard and M. Lövheim (Eds.), Mediatization and Religion: Nordic Perspectives (pp. 95−108). Nordicom.

Lundby, K. (Ed.). (2014). Mediatization of Communication. De Gruyter Mouton.

Lynch, G. (2012). The Sacred in the Modern World: A Cultural Sociological Approach. Oxford University Press.

Meyerovitz, J. (1985). No Sense of Place. The Impact of the Electronic Media on Social Behavior. Oxford University Press.

Moberg, M., Sjö, S. (2012). The Evangelical-Lutheran Church and the media in post-secular Finland. In S. Hjarvard and M. Lövheim (Eds.), Mediatization and Religion: Nordic Perspectives (pp. 79−91). Nordicom.

Reintoft Christensen, H. (2012). Mediatization, deprivatization, and vicarious religion. In S. Hjarvard and M. Lövheim (Eds.), Mediatization and Religion: Nordic Perspectives (pp. 63−91). Nordicom.

Sa Martino, L. (2013). The Mediatization of Religion. When Faith Rocks. Ashgate.

Silverstone, R. (2005). Mediation and Communication. In C. Calhoun et al. (Eds.), The International Handbook of Sociology (pp. 188−207). Sage.

Sumiala, J. (2012). Ritualizing death in the media. Symbolic immortality, the immanent frame, and school shootings. In S. Hjarvard and M. Lövheim (Eds.), Mediatization and Religion: Nordic Perspectives (pp. 109−125). Nordicom.

Опубликован
2020-05-08
Как цитировать
ХрульВ. М. (2020). Религия и медиатизация: герметичный объект как вызов теоретическому авангарду. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 5(1), 90-106. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/10810
Раздел
Научные статьи