Возможности удовлетворения психологических потребностей подростков в цифровой медиасреде

  • Анна Владимировна Толоконникова Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
  • Денис Владимирович Дунас Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
  • Диана Юрьевна Кульчицкая Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Ключевые слова: цифровое поколение, цифровая молодежь, психологические потребности, удовлетворение потребностей

Аннотация

Авторы исследуют возможности Интернета и социальных медиа как среды, позволяющей подросткам удовлетворять их психологические потребности, такие как стремление к познанию информации, потребность в общении и группировании со сверстниками, желание «примерить» на себя различные социальные роли, необходимость сформировать «Я-концепцию» и др. Как показывает проведенное исследование, все эти базовые для пубертатного периода запросы сегодня могут быть во многом удовлетворены в цифровом пространстве. Это делает определенные интернет-ресурсы (прежде всего социальные медиа и мессенджеры) особо притягательными для юной аудитории, превращая их в главные медийные и коммуникационные площадки современной молодежи.

Благодарность: Исследование выполнено за счет средств гранта Российского научного фонда (проект №18-78-10090)

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Анна Владимировна Толоконникова, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Кандидат филологических наук, доцент (Москва, Россия)

Денис Владимирович Дунас, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник (Москва, Россия)

Диана Юрьевна Кульчицкая, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Кандидат филологических наук, доцент (Москва, Россия)

Литература

Бабаева, Ю. Д., Войскунский, А. Е., Смыслова, О. В. (2000). Интернет: воздействие на личность. А. Е. Войскунский (ред.), Гуманитарные исследования в Интернете (сс. 11–39). Можайск-Терра. URL:http://www.relarn.ru/human/pers.html.

Баранова, Ю. М. (2012). Общение подростков в социальных интернет-сетях как особый вид коммуникации. Научные проблемы гуманитарных исследований, 4, 105–110.

Вартанов, С. А., Гуреева, А. Н., Дунас, Д. В., Ткачева, Н. В. (2016). К вопросу о теоретическом понимании новостей в цифровую эпоху: трансформация структуры, сил влияния, жизненного цикла. Вестник Московского университета, 10(3), 3–16.

Вартанова, Е. Л. (2001). Новые проблемы и новые приоритеты цифровой эпохи. Информационное общество, (3), 50–56.

Вартанова, Е. Л. (2015). Современные российские исследования СМИ: обновление теоретических подходов. Вестник Московского университета, 10(6), 5–26.

Вартанова, Е. Л. (2019). От теории журналистики к теории медиа. Е. Л. Вартанова (ред.) Динамика медиаисследований в современной России. Изд-во Моск. ун-та; Фак. журн. МГУ.

Георгиевская, М. (2019). Детское медиапотребление. Что интересно юной аудитории в интернете и на ТВ. Adindex. URL:https://adindex.ru/news/researches/2019/03/17/270654.phtml

Грецов, А. Г. (2005). Эмоциональные отношения подростков со сверстниками. Л. А. Регуш (ред.), Психология современного подростка (сс. 62–73). Элви-Принт.

Давыдов, С. (2017). О «медиа(тиза)ции всего»: Соня Ливингстон и ее программная статья. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2(2), 146–170.

Дунас, Д. В., Вартанов, С. А., Кульчицкая, Д. Ю., Салихова, Е. А., Толоконникова, А. В. (2019). Теоретические аспекты изучения медиапотребления российской молодежи: к пересмотру теории использования и удовлетворения. Вестник Московского университета, 10(2), 3–28. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.2.2019.328

Дунас, Д. В., Толоконникова, А. В., Черевко, Т. С. (2018). Наблюдение за потреблением информационного контента студентами факультета журналистики МГУ. Медиаскоп, (4). URL:http://www.mediascope.ru/2483. https://doi.org/10.30547/mediascope.4.2018.1

Идобаева, О. А., Карабанова, О. А., Подольский, А. И., Хейманс, П. (2011). Психоэмоциональное благополучие современных подростков и ресурсы его повышения: опыт международного исследования. Вестник Московского университета, 14(2), 10-21.

Кирьякова, Н. А. (2017). Влияние социальных сетей на развитие коммуникативных способностей подростков. Научно-методический электронный журнал «Концепт», 29, 161–168. URL:http://e-koncept.ru/2017/770833.htm.

Коммерсант (2017, 27 февраля). В России 80% детей в возрасте 4–6 лет пользуются интернетом. URL:https://www.kommersant.ru/doc/3227981

Кон, И. С. (1979). Психология юношеского возраста (проблемы формирования личности): Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Просвещение.

Крушельницкая, О. Б. (2007). Подросток в системе референтных отношений: Учеб. пособие. МПСИ.

Кульчицкая, Д. Ю., Вартанов, С. А., Дунас, Д. В., Салихова, Е. А., Толоконникова, А. В. (2019). Медиапотребление молодежи: специфика методологии исследования. Медиаскоп, (1). URL:http://www.mediascope.ru/2529. https://doi.org/10.30547/mediascope.1.2019.9

Кульчицкая, Д. Ю. (2019). Специфика медиапотребления в восточной и юго-восточной Азии. МедиаАльманах, (1), 140–147. https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.1.2019.140146

Личко, А. Е. (1985). Подростковая психиатрия. (Руководство для врачей), (изд. 2). Медицина. URL:https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/59.php

Лобанова, А. В., Музыченко, Л. С. (2012). Изучение факторов, обеспечивающих психологическую безопасность личности подростков. Известия ТулГУ. Гуманитарные науки, (2), 336–347.

Носов, Н. А. (2000). Виртуальная психология. Труды лаборатории виртуалистики. Аграф.

Палмер, Дж., Палмер, Л. (2007). Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens. Прайм-Еврознак. URL:https://batrachos.com/sites/default/files/pictures/Books/Palmer_Palmer_2003_E%60volyutsionnaya%20psihologiya_Sekrety%60%20povedeniya%20Homo%20sapiens.pdf.

Селищева, Ю. С. (2012). Общение в Интернете как фактор социализации и развития подростка. Вестник Современного Образования, (5), 180–182. URL:http://sociosphera.com/files/conference/2012/k-27-9-12.pdf.

Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И. (2017). «Цифровая» ситуация развития межпоколенческих отношений: разрыв и взаимодействие между подростками и родителями в Интернете. Мир психологии, (1), 134–143.

Ткачева, М. С., Хилько, М. Е. (2013). Возрастная психология: конспект лекций. Юрайт.

Филаткина, Г. С., Давлетшина, М. И. (2019). Медиапотребление молодежи: теоретический обзор исследований (на примере Испании, Бразилии, Аргентины и Мексики). МедиаАльманах, (3), 95–103. https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.3.2019.95103

Эльконин, Д. Б. (1989). Избранные психологические труды. Педагогика. URL:http://psychlib.ru/mgppu/eit/EIT-001-.HTM#$p1.

Katz, E., Blumler, J. G. & Gurevitch, M. (1973). Uses and gratifications research. Public Opinion Quarterly, 37(4), 509–523. https://doi.org/10.1086/268109

Katz, E., Gurevitch, M., & Haas, H. (1973). On the use of the mass media for important things. American Sociological Review, 38(2), 164–181. https://doi.org/10.2307/2094393

Livingstone, S. (2009). On the mediation of everything: ICA presidential address 2008. Journal of communication, 59(1), 1–18. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.2008.01401.x

Mediascope (2018). Mediascope Web Index. URL:https://webindex.mediascope.net/.

Papacharissi, Z. & Rubin, A. M. (2000). Predictors of Internet use. Journal of Broadcasting & Electronic Media, 44(2), 175–196. https://doi.org/10.1207/s15506878jobem4402_2

Prensky, M. (2001). Digital Natives, Digital Immigrants. Part 1. On the Horizon, 9(5), 1–6.

Ruggiero, T. E. (2000). Uses and gratifications theory in the 21st century. Mass Communication & Society, 3(1), 3–37.

Statdata. (2020, 30 января). Города-миллионники России 2020, 2019. URL:http://www.statdata.ru/goroda-millionniki-rossii-po-naseleniu.

Vartanova, E. L. (2013). The media and the individual: economic and psychological interrelations. Psychology in Russia: State of the Art, 6(1), 110–118. https://doi.org/10.11621/pir.2013.0110

Vincent, R. C. & Basil, M. D. (1997). College students’ news gratifications, media use, and current events knowledge. Journal of Broadcasting & Electronic Media, 41(3), 380–392. https://doi.org/10.1080/08838159709364414

Опубликован
2020-04-17
Как цитировать
ТолоконниковаА. В., ДунасД. В., & КульчицкаяД. Ю. (2020). Возможности удовлетворения психологических потребностей подростков в цифровой медиасреде. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 5(1), 51-69. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/10733
Раздел
Научные статьи