Ностальгия по-голливудски: костюмы в современных фильмах об истории американского кино

  • Татьяна Викторовна Бакина Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Ключевые слова: костюм в кино, классический Голливуд, ностальгическое кино, образ прошлого, дизайн, визуальная коммуникация

Аннотация

На протяжении последних двух десятилетий в массовой культуре все чаще обнаруживается стремление к ретроспекции, к заимствованию образов культуры прошлого и их сознательному транслированию в сферах медиа, рекламы, дизайна, модной индустрии, телевидения и кинематографа. Действительно, ностальгический характер современной культуры — это своеобразный дух времени, который способствует актуализации элементов культуры прошлого и помогает лучше отрефлексировать наш актуальный опыт. Изучение подобной рекурсии образов прошлого в различных контекстах представляется перспективным направлением исследований в современном научном поле.

Обращаясь к конкретным примерам реализации этой тенденции в современной культуре, стоит отметить активизацию трендов, связанных с репрезентацией ностальгического образа прошлого в кинематографе, также характерную для последних двух десятилетий.

Особенно заметным представляется появление на экранах фильмов в стиле ретро, которые взывают к образам истории кино и, конкретнее, к «золотой эре» голливудского кинематографа. Этот конкретный тренд тем не менее остается мало отрефлексированным в научном поле. Несколько недооцененным представляется и вопрос о перспективах изучения функций костюмов в ностальгическом кино.

Костюмы в кино позволяют не только достроить визуальный образ персонажей фильма, но также дополняют портрет героев невербальными характеристиками, которые вступают в визуальную коммуникацию со зрителем. В случае с ностальгическим кино костюмы также являются частью механизма конструирования ностальгического переживания у зрительской аудитории. Если объектом ностальгии в фильме является определенная эпоха как своеобразный культурный конструкт, то на костюмах будет лежать ответственность за репрезентацию выбранного исторического периода. Если же фильм провоцирует ностальгию по конкретным объектам культуры прошлого (например, по старым фильмам и опыту их просмотра), то дизайн костюмов также будет напрямую или косвенно апеллировать к эстетическим особенностям этих культурных объектов. Так, костюмы в фильмах, которые воссоздают ностальгический образ «золотой эры» голливудского кино, так или иначе связаны с кинокартинами той эпохи.

В свою очередь, создание костюмов в эпоху классического Голливуда являлось одним из важнейших этапов кинопроизводства. Голливудские фильмы той эпохи функционировали как своеобразные модные киножурналы: роскошные костюмы отличались экстравагантностью и притягивали к себе внимание зрительской аудитории. Более того, отдельные эпизоды в некоторых фильмах 1930–1940-х были буквально сконструированы как модные показы. В эпоху, когда элитарная высокая мода демонстрировалась исключительно в закрытых салонах, голливудское кино берет на себя функцию своеобразного вестника моды для масс. И хотя костюмы в американских фильмах тех лет далеко не всегда соответствовали трендам высокой моды (в силу отсутствия задачи их прямого воспроизведения), стильная одежда в кино способствовала становлению голливудского мифа о гламурном стиле жизни и подтверждала статус звезд американского кино как новых икон стиля.

В данной статье на примерах современных ностальгических фильмов рассматриваются различные стратегии трансляции визуальных образов классического голливудского кино через костюмы героев.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Татьяна Викторовна Бакина , Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Магистр культурологии, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ (Москва, Россия)

Литература

Bailey, M. (1982). Those Glorious Glamour Years: Classic Hollywood Costume Design of the 1930’s, London: Columbus Books.

Berry, S. (2000a). Hollywood Exoticism: Cosmetics and Color in the 1930s. D. Desser, G. S. Jowett (Eds.) Hollywood Goes Shopping. Minneapolis: University of Minnesota Press: 108 – 138.

Berry, S. (2000b). Screen Style: Fashion and Femininity in 1930s Hollywood, Minneapolis: University of Minnesota Press.

Bruzzi, S. (1997). Undressing Cinema: Clothing and Identity in the Movies. New York: Routledge.

Chierichetti, D. (1976). Hollywood Costume Design. New York: Harmony Books.

Cook, P. (2005). Screening the Past: Memory and Nostalgia in Cinema. New York: Routledge.

Desjardins, M. (2017). Classical Hollywood, 1928-1946. A. Mclean (Ed.) Costume, Makeup and Hair, London: I.B. Tauris: 47–74.

De Witt, M. K. (1980). An Examination of the Communication Function of Theatre and Film Costume in the Stage and Film Productions of Funny Girl and Hello, Dolly. Madison: University of Wisconsin Press.

Eckert, C. (1990). Carole Lombard in Macy’s Window. J. Gaines, C. Herzog (Eds.) Fabrications: Costume and the Female Body, New York: Routledge: 100–121. First publication: Quarterly Review of Film Studies 3, no.1 (Winter 1978).

Feyerabend, B. (2009). Seems Like Old Times: Postmodern Nostalgia in Woody Allen's Work. Heidelberg: Universitätsverlag Winter.

Gundle, C. (2008). Glamour: A History. New York: Oxford University Press.

Herzog, C. (1990). “Powder Puff” Promotion: The Fashion Show-in-the-Film. New York: Routledge. J. Gaines, C. Herzog (Eds.) Fabrications: Costume and the Female Body, New York: Routledge: 134–159. https://doi.org/10.7202/1001202ar

Jameson, F. (1983). Postmodernism and Consumer Society. H. Foster (Ed.) The Anti-Aesthetic: Essays on Postmodern Culture. Port Townsend: Bay Press: 111–125.

Le Sueur, M. (1977). Theory Number Five: Anatomy of Nostalgia Films: Heritage and Methods. Journal of Popular Film and Television, 6 (2): 187–197.

Luhmann, N. (1990). Essays on Self-Reference. New York: Columbia University Press.

Mcdonald, P. (2000). The Star System: Hollywood's Production of Popular Identities. New York: Wallflower Press.

Miller, J. (2017). Emma Stone and Ryan Gosling’s La La Land Costumes Were Inspired by These Old Hollywood Stars. Vanity Fair URL:https://www.vanityfair.com/hollywood/2017/02/emma-stone-ryan-gosling-la-la-land-costumes

Nadoolman Landis, D. (2007). Dressed: A Century of Hollywood Costume Design. New York: Harper Design.

Sprengler, C. (2009). Screening Nostalgia: Populuxe Props and Technicolor Aesthetics in Contemporary American Film. New York: Berghahn Books.

Stutesman, D. (2017). The Silent Screen, 1895-1927. A. MCLEAN (Ed.) Costume, Makeup and Hair, London: I.B. Tauris: 21–46.

Thompson K., Bordwell, D. (2010). Film History: An Introduction. New York: McGraw-Hill.

Young, C. (2012). Classic Hollywood Style. London: Frances Lincoln Ltd.

Опубликован
2019-11-12
Как цитировать
Бакина Т. В. (2019). Ностальгия по-голливудски: костюмы в современных фильмах об истории американского кино. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 4(2), 129-141. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/9945
Раздел
Научные статьи