Мы в одной лодке? Скринэджеры, Гейткиперы и Грейткиперы в новой медиавселенной
Аннотация
Представленная статья дает авторский взгляд на новейшие феномены медиа и общества. Через понятие «скринэйджеры» автор описывает поколение так называемых «цифровых уроженцев», современных подростков, для которых цифровая среда является естественной средой обитания, а личное устройство становится расширением человека.
Через эту призму автор размышляет о событиях современного мира, переосмысляя «Галактику Гутенберга» через метафору черной дыры цифрового пространства, в котором циркулирует огромное количество информации, как правдивой, так и фейковой. Происходящее в медиа среде не может не трансформировать, по мнению автора, все сферы человеческой жизни, включая политику и экономику, которые также становятся информационными в эпоху цифрового общества.
Автор описывает также понятие «цифровой кропоткинизм», говоря о том, что и капиталистические, и социалистические стандартные схемы не оправдали себя в современном обществе, некоторые представители которого начинают искать «третий путь». Говоря о ситуации в России, автор приводит аналогию с книгой Льюиса Кэррола и называет текущее молодое поколение «Алисой в стране Путина».
В такой ситуации, размышляет автор, становятся сложно применимыми основные навыки медиаграмотности, так как социальная и медиареальность, для существования в которой эти навыки необходимы, меняется постоянно и слишком быстро.
Автор определяет современную медиасреду как среду, в которой новости от профессиональных журналистов лишены доминирующей роли в силу существования таких сервисов, как YouTube, LiveJournal и другие медиа.
В такой ситуации, по утверждению автора, уроки по медиаграмотности, усвоенные современными молодыми людьми неформально «на кухнях» становятся куда важнее и полезнее тех навыков медиаграмотности, которым обучает школьное и высшее образование. Таким образом, современные молодые люди становятся скорее грейткиперами (от «grate» - решетка), получая возможность так или иначе фильтровать поступающую из медиавселенной информацию.