Политические консенсусы/диссенсусы в российском телевизионном информационном дискурсе
Аннотация
Статья представляет часть исследования «Освещение думских и президентских выборов 2011-2012 годов», реализованного методом контент-анализа телевизионных сюжетов. Были закодированы информационные ежедневные и еженедельные программы, а также аналитические выпуски трех российских каналов (Первый, Россия и НТВ) в период обеих предвыборных компаний. В результате было проанализировано 3097 сюжетов.
Статья рассматривает специфику взаимосвязей различных российских политических сил в новостном эфире в период протестной активности 2011-2012 гг. Это позволяет судить о том, каким образом преимущественно контролируемые государством телевизионные каналы репрезентировали политические силы и обостряли консенсусы/диссенсусы между ними. Используя метод сетевого анализа, статья создает и анализирует структуру сетей персонажей, фигурирующих в российской политике, репрезентируемой новостным телевидением.
Ключевой вывод, сделанный авторами, состоит в том, что на протяжении думской выборной кампании 2011 и президентской кампании 2012 гг. массовые протестные оппозиционные митинги спровоцировали контролируемое государством телевидение на розыгрыш «правой карты», то есть на репрезентацию почти всех существующих в официальном политическом спектре сил по отношению к оппозиции, ее лидерам, ее действиям и т.д.
Проведенный анализ демонстрирует две принципиально разные стратегии кампаний. Думская кампания представлена как «борьба маргиналов» против основной партии «Единая Россия», представители которой появляются в сообщениях любых других партий, таким образом происходит сравнение. В президентской кампании мы видим непартийный дискурс, который максимально удален от принадлежности кандидатов к политическим партиям.