Политические консенсусы/диссенсусы в российском телевизионном информационном дискурсе

  • Илья Вадимович Кирия Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  • Ольга Сергеевна Логунова Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Аннотация

Статья представляет часть исследования «Освещение думских и президентских выборов 2011-2012 годов», реализованного методом контент-анализа телевизионных сюжетов. Были закодированы информационные ежедневные и еженедельные программы, а также аналитические выпуски трех российских каналов (Первый, Россия и НТВ) в период обеих предвыборных компаний. В результате было проанализировано 3097 сюжетов.
Статья рассматривает  специфику  взаимосвязей  различных  российских  политических  сил  в  новостном  эфире  в  период  протестной  активности  2011-2012  гг.  Это  позволяет  судить  о  том,  каким  образом  преимущественно  контролируемые  государством  телевизионные  каналы  репрезентировали  политические силы и обостряли консенсусы/диссенсусы между ними. Используя метод сетевого анализа, статья создает и анализирует структуру сетей персонажей, фигурирующих  в  российской  политике,  репрезентируемой  новостным  телевидением.  
Ключевой вывод, сделанный авторами, состоит в том, что на протяжении думской выборной  кампании  2011  и  президентской  кампании  2012  гг.  массовые  протестные  оппозиционные  митинги  спровоцировали  контролируемое  государством  телевидение  на розыгрыш «правой карты», то есть на репрезентацию почти всех существующих в официальном политическом спектре сил по отношению к оппозиции, ее лидерам, ее действиям и т.д.
Проведенный анализ демонстрирует две принципиально разные стратегии кампаний. Думская кампания представлена как «борьба маргиналов» против основной партии «Единая Россия», представители которой появляются в сообщениях любых других партий, таким образом происходит сравнение. В президентской кампании мы видим непартийный дискурс, который максимально удален от принадлежности кандидатов к политическим партиям.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Илья Вадимович Кирия, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

К.ф.н., Ph.D., Профессор департамента медиа, Факультет коммуникаций, медиа и дизайна

Ольга Сергеевна Логунова, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Кандидат социологических наук, доцент департамента медиа, Факультет коммуникаций, медиа и дизайна

Опубликован
2016-11-13
Как цитировать
КирияИ. В., & ЛогуноваО. С. (2016). Политические консенсусы/диссенсусы в российском телевизионном информационном дискурсе. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 1(2). извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/4474
Раздел
Научные статьи