Эфирные машины: оптофонетические медиа Рауля Хаусманна

  • Арндт Нибиш Венский университет

Аннотация

В одном из последних текстов, опубликованных берлинским дадаистом Раулем Хаусманном перед его отъездом из Германии в 1933 году, «Trommelfeuer der Wissenschaft»/«Барабанный бой науки», он решительно отверг теорию относительности Альберта Эйнштейна и продвигал космологическую модель австрийского инженера Ханнса Гербигера, который в своей «Ледниковой космогонии» объяснил космические процессы, основанные на взаимодействии льда и огня во Вселенной. Полемика Хаусманна показывает, что художественный авангард веймарского периода не всегда был в тандеме с научным авангардом того времени. Фактически, главный эстетический проект Хаусмана, который он назвал оптофонетикой, также резко контрастировал с революционными идеями Эйнштейна, поскольку был связан с теорией эфира.

В ХIХ веке предполагалось, что эфир является средой, в которой распространяются световые и электромагнитные волны, – гипотеза, которая была отвергнута теорией относительности. Однако эфир и его связь с электромагнитными полями, рентгеновскими лучами и представлениями о многомерных пространствах подпитывали воображение многих художников-модернистов. Линда Хендерсон показала, что такие художники, как Боччони, Купка и Кандинский, были вдохновлены эфиром как феноменом, который стоял на пересечении научного и оккультного понимания медиальности. Для этих художников эстетическое выражение имело задачу отобразить эфирную, электромагнитную и многомерную структуру мира, еще не доступную человеческому восприятию.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Арндт Нибиш, Венский университет

PhD, приватдоцент Венского университета

Литература

Ascott, R. (1990). Beyond Time-Based Art – ESP, PDP & PU, in.: Zeit, special issue of the magazine. Sterz. Graz.
Biro, M. (2009). The Dada Cyborg. Visions of the New Human in Weimar Berlin. Minnesota University Press.
Biro, M. (2007). Raoul Hausmann’s Revolutionary Media: Dada Performance, Photomomtage and the Cybor // Art History 30(1), 26–56.
Borck, C. (2005). Sound Work and Visionary Prosthetics: Artistic Experiments in Raoul Hausmann, Papers of Surrealism 4, 1–25.
Blom, I. (2001) The Touch through Time. Raoul Hausmann, Nam June Paik and the Transmission Technology of the Avant-Garde // Leonardo 34(3), 209–15.
Donguy, J. (2001). Machine Head: Raoul Hausmann and the Optophone // Leonardo 34(3), 217–20.
Elder, B. R. (2008). Harmony and Dissent: Film and Avant-Garde Art Movements in the Early Twentieth Century. Waterloo. ON: Wilfried Laurier University Press.
Engl, J. (1927). Der tönende Film. Das Triergon-Verfahren und seine Anwendungsmöglichkeiten. Braunschweig: Vieweg .
Erlhoff, M. (1982). Raoul Hausmann, Dadasoph. Versuch einer Politisierung der Ästhetik. Hannover: Zweitschrift.
Fürst, A. (1922) Im Bannkreis von Nauen. Die Eroberung der Erde durch die drahtlose Telegraphie. Stuttgart and Berlin: Deutsche Verlagsanstalt.
Hausmann, R. (1998). Scharfrichter der bürgerlichen Seele. Raoul Hausmann in Berlin 1900–1933, edited by Eva Züchner. Berlin. Hatje.
Hausmann, R. (1982). Texte bis 1933, edited by Michael Erlhoff, 2 vols. Munich: Edition Text +Kritik.
Henderson, L. D. (2002). Vibratory Modernism: Boccioni, Kupka, and the Ether of Space, in: From Energy to Information, edited by Bruce Clarke and Linda Dalrymple Henderson. Stanford: Stanford University Press, pp. 126–49.
Hübner, C. (2003). Raoul Hausmann. Grenzgänger zwischen den Künsten. Bielfeld: Aisthesis.
Koelsch, K. (1922). Das spierelige Wesen der Wellen in Anwendung auf Licht und Farben. Hannover: Helwig.
Lista, M. (2005). Raoul Hausmann’s Optophone: «Universal Language» and the Intermedia, In: The Dada Seminars, edited by Leah Dickerman and Matthew S. Witovsky (Washington, DC: National Gallery, pp. 83–101.
Marcus, E. (1981). Ausgewählte Schriften, edited by Gottfried Marin and Gerd Hergenlübe, 2 vols. Bonn: Sonderdruck.
Marcus, E. (1918). Das Problem der excentrischen Empfindung und seine Lösung (Berlin: Sturmverlag.
McLuhan, M. (1999). Understanding Media. Cambridge, MA: MIT Press,
Moholy-Nagy, L. (2003). Painting, Photography, Film. MIT Press, Müller, Corinna, Vom Stummfilm zum Tonfilm. Dilhelm Fink Verlag,
Mumford, L. (1963). Technics and Civilization. San Diego. New York and London: Harcourt Brace.
Niebisch, A. (2006). Polemik des Wissens. Raoul Hausmann liest Albert Einstein, in: Wissen. Erzählen: Narrative der Humanwissenschaft. Bielefeld: Transcript Verlag, pp. 197–206.
Riege, S. (2003). Kybernetische Anthropologie (Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, Ruhmer. E. (1902) Das Selen und seine Bedeutung für die Elektrotechnik mit besonderer Berücksichtigung der drahtlosen Telephonie. Berlin: F. und M. Harrwitz.
Опубликован
2024-09-30
Как цитировать
Нибиш А. (2024). Эфирные машины: оптофонетические медиа Рауля Хаусманна. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 9(3), 173-187. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/22640
Раздел
Научные статьи