Трансформация медианауки в эпоху глобализации и цифровизации

  • Наталья Борисовна Кириллова Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина https://orcid.org/0000-0002-9187-7080
Ключевые слова: медианаука, глобализация, информационная эпоха, цифровизация, медиакультура, медиалогия, медиаобразование

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена тем, что в результате процессов глобализации и цифровизации меняется не только реальность и духовное бытие человека, но и медианаука, исследующая эти вопросы. Приметой времени является и тот факт, что на современном этапе информационной эпохи очевиден процесс интеграции разных гуманитарных наук, исследующих медиасферу в контексте развития гражданского общества. Междисциплинарность стала свидетельством того, что на рубеже XX-XXI веков формируется новая синтетическая наука глобализованного мира – медиалогия, основные концепты которой стали объектом данной статьи.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Наталья Борисовна Кириллова , Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой культурологии и социально-культурной деятельности

Литература

Архипова, А. С. (2020). Чем (не)опасна инфодемия: как и зачем исследуют фейковые сообщения и слухи во время пандемии. Фольклор и антропология города, 3(1–2), 190–202.

Аронсон, О. (2004). Язык времени. В Ж. Делез. Кино (Б. Скуратов, пер.). Ад Маргинем, (сс. 11–36).

Барт, Р. (2008). Мифологии (С. Зенкин, пер.). Академический проект.

Бахтин, М. М. (2017). Проблемы поэтики Достоевского. Азбука, Азбука-Аттикус.

Беньямин, В. (1996). Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. Медиум.

Бодрийяр, Ж. (2007). К критике политической экономии знака (Д. Краличкин, пер.). Академический проект.

Выготский, Л. С. (2016). Психология искусства. Азбука.

Декларация Комитета министров Совета Европы о правах человека и верховенстве права в информационном обществе (2005). Издательство МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех».

Делез, Ж. (2004). Кино. Ад Маргинем.

Деллюк, Л. (1994). Фотогения кино (Т. Сорокина, пер.). Новые вехи.

Деррида, Ж. (2007). Позиции (В. Бибихин, пер.). Академический проект.

Дженкинс, Г. (2019). Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа (А. Гасилин, пер.). РИПОЛ классик.

Кастельс, М. (2004). Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе Под ред. В. Харитонова. У-Фактория.

Кириллова, Н. Б. (2008). Медиакультура: теория, история, практика. Академический проект.

Кириллова, Н. Б. (2012). Медиалогия как синтез наук. Академический проект.

Кириллова, Н. Б. (2022). Медиалогия: наука глобализованного мира. Академический проект.

Кристева, Ю. (2004). Избранные труды. Разрушение поэтики. РОССПЭН.

Лотман, Ю. М. (2000). Структура художественного текста. В Ю. М. Лотман, Об искусстве (сс. 14–285). Искусство.

Маклюэн, Г. М. (2005). Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего (И. Тюрина, пер.). Академический проект.

Маклюэн, Г. М. (2003). Понимание медиа: внешние расширения человека (В. Николаев, пер.). Канон-пресс-Ц.

Манович, Л. (2017). Теории софт-культуры. Красная ласточка.

Савчук, В. В. (2008). Медиафилософия: формирование дисциплины. В В. В. Савчук (ред.), Медиафилософия. Основные проблемы и понятия. Материалы международной научной конференции «Медиа как предмет философии». Издательство Санкт-Петербургского философского обществ.

Ортега-и-Гассет, Х. (2002). Восстание масс. АСТ.

Разлогов, К. Э. (2006). (ред.), Электронная культура и экранное творчество. Академический проект: РИК.

Томюк, О. Н., Дьячкова, М. А., Кириллова, Н. Б., и Дудчик, А. Ю. (2019). Цифровизация образовательной среды как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся. Перспективы науки и образования, 6(42), 422–434.

Тхагапсоев, Х. Г.. и др (2020). Информационно-семиотическая теория культуры. Введение: монография. Астерион.

Федоров, А. В. (2007). Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. Издательство МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех».

Эйзенштейн, С. М. (1964). Избранные произведения: в 6 т. 2. Искусство, 283–296.

Adorno, T., & Horkheimer, M. (1944). The Cultural Industry: Enlightenment as Mass Deseption. In T. Adorno, & M. Horkheimer (Eds.), Dialectic of Enlightenment, 120–168. https://monoskop.org/images/7/7e/Adorno_Theodor_Horkheimer_Max_1947_1989_The_Culture_Industry_Enlightenment_as_Mass_Deception.pdf

Ashley, S. (2015). Media Literacy in Action? What Are We Teaching in Introductory College Media Studies Courses? Journalism & Mass Communication Educator, 70(2), 161–173. https://scholarworks.boisestate.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1089&context=communication_facpubs

Debray, R. (2000). Introduction a la Mediologie. Presses Universitaires de France.

Lazarsfeld, P., Berelson, B., & Gaudet, H. (1944). The People’s Choice. How the Voter Makes up His Mind in a Presidential Campaign. Columbia University Press.

Manovich, L. (2016). The Science of Culture? Social Computing, Digital Humanities, and Cultural Analytics. http://manovich.net/index.php/projects/cultural-analytics-social-computing

Marcuse, H. (1964). One-Dimensional Man. Beacon Press.

Masterman, L. (1997). A Rationale for Media Education. In R. Kubey (Ed.), Media Literacy in the Information Age (pp. 15–68). Transaction Publishers.

Potter, J. (2012). Digital Media and Learner Identity: The New Curatorship. Palgrave MacMillan.

Schmidt, H. C. (2015). Helping Students Understand Media: Examining the Efficacy of Interdisciplinary Media Training at the University Level. Journal of Media Literacy Education, 7(2), 50–68. https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1074678.pdf

Talib, S. (2018). Social media pedagogy: Applying an interdisciplinary approach to teach multimodal critical digital literacy. E-Learning and Digital Media, 15(2), 55–66. https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/2042753018756904

Опубликован
2024-03-31
Как цитировать
Кириллова Н. Б. (2024). Трансформация медианауки в эпоху глобализации и цифровизации. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 9(1), 75-92. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/19716
Раздел
Научные статьи