Эффективность политики в сфере креативных индустрий в российских условиях
Аннотация
В настоящей статье автором определяются подходы к креативным индустриям, их классификация и тенденции, влияющие на развитие. Проясняется дефиниция креативных кластеров, их роль в творческом секторе и специфические особенности, критерии измерения эффективности. В статье проанализирован опыт создания российских креативных кластеров на примере существующих кейсов, рассмотрена специфика государственной политики в области креативных индустрий и креативных кластеров. Автором выявлены специфические условия, влияющие на эффективность российской государственной политики в креативном секторе. Значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по внесению изменений в государственную документацию с целью улучшения условий функционирования креативных кластеров.
Скачивания
Литература
Агентство стратегических инициатив. (2021). Годовой отчет 2021. Страну меняют люди. First Print. https://asi.ru/reports/189940/
Вклад креативных индустрий в экономику России должен достичь 10% ВВП. (2020, 22 сентября). Expert https://expert.ru/2020/09/22/vklad-kreativnyih-industrij-v-ekonomiku-rossii-dolzhen-dostich-10-vvp/
Гнедовский, М. (2011, 13 декабря). Винзавод, Стрелка, Флакон. Творческие кластеры в больших городах. Русский журнал. http://www.russ.ru/pole/Vinzavod-Strelka-Flakon
Дом для Энди, или «Фабрика звезд» Уорхола. (2015, 15 октября). WoodInteria. https://woodinteria.ru/news/lichnost/dom_dlya_endi_ili_fabrika_zvezd/
Желнина, А. А. (2015). Креативность в городе: реинтерпретация публичного пространства. Журнал социологии и социальной антропологии, 78(2), 45–59. https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/c3b8jtgfb6/157650662.pdf
Жиляева, Я. (2018, 26 апреля). Карта, деньги, «Винзавод»: стал ли арт-кластер супругов Троценко успешным бизнес-проектом. Forbes. https://www.forbes.ru/forbeslife/360623-karta-dengi-vinzavod-stal-li-art-klaster-suprugov-trocenko-uspeshnym-biznes
Журавлева, Т., Токарев, И., Ярмощук, Я. (2019). Сносить нельзя ревитализировать. ООО «Флакон-ИКС». https://100gorodov.ru/attachments/1/32/cf719d-998c-4619-bdfa-b28a94083d33/Практическое_руководство_по_созданию.pdf
Зеленцова, Е. В. (2017). Государственная поддержка креативных индустрий. Международный журнал исследований культуры, 26(1), 73–80. https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-kreativnyh-industriy/viewer
Зотова, Л. Р. (2015). Креативный город: творческие индустрии и развитие городов. Креативная экономика, 9(11), 1465–1490. http://dx.doi.org/10.18334/ce.9.11.2085
Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года No 2613-р. (2021, 20 сентября). Правительство Российской Федерации. http://static.government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf
Креативные индустрии России. (н. д.). 100 городских лидеров. https://100gorodov.ru/creativeindustries
Кузьмина, Я. (2016, 31 октября). Креативность как двигатель экономики. Коммерсант. https://www.kommersant.ru/doc/3130942
Лэндри, Ч. (2006). Креативный город (В. Гнедовский, М. Хрусталева, пер.). Классика-XXI.
Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации № 20615-ак/д19. (2008, 26 декабря). Министерство экономического развития Российской Федерации. https://spbcluster.ru/wp-content/uploads/2020/01/Metodicheskie-rekomendatsii-po-realizatsii-klasternoj-politiki.pdf
Минкультуры: для развития креативных индустрий необходимо изменить отношение к налогам. (2021, 23 марта). ТАСС. https://tass.ru/kultura/10969269
Новикова, Н. (2018, 27 августа). Точка отсчета: как создавался кластер «Октава» и что нового он преподнесет тулякам. Тульская пресса. https://www.tulapressa.ru/2018/08/tochka-otscheta-kak-sozdavalsya-klaster-oktava-i-chto-novogo-on-prepodneset-tulyakam
Окружной закон «О креативных индустриях в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» № 70-ОЗ. (2020, 27 июля). Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/570852489
Пальцев, В. В. (2010). Совершенствование механизмов создания промышленных кластеров как проблема современного менеджмента. Труды Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева, 83(4), 272–278. https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-mehanizmov-sozdaniya-promyshlennyh-klasterov-kak-problema-sovremennogo-menedzhmenta/viewer
Полищук, Е. А. (2005). Человеческий капитал в экономике современной России: проблемы формирования и реализации. Издательство ИжГТУ.
Скрынникова, А. (2019, 18 апреля). Почему объединяются дизайн-заводы «Флакон» и «Хлебозавод» и что будет с ними дальше. vc.ru. https://vc.ru/offline/64869-pochemu-obedinyayutsya-dizayn-zavody-flakon-i-hlebozavod-i-chto-budet-s-nimi-dalshe
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. (2019). Министерство экономического развития Российской Федерации. https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/strategiya_prostranstvennogo_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2025_goda/
Стумпо, Дж. (2012). Оценка креативных индустрий: в поисках индекса креативности. Н. Гладких (пер.), Сборник материалов международной конференции «Творческие индустрии и креативная экономика как пространство исследовательской и проектной деятельности» (сс. 10–22). Классика-XXI.
Указ о национальных целях развития России до 2030 года. (2020, 21 июля). Президент России. http://kremlin.ru/events/president/news/63728
Флорида, Р. (2011). Креативный класс: люди, которые меняют будущее (А. Константинов, пер.). Классика-XXI.
Фокус на развитии: почему креативный бизнес стал важным инновационным драйвером. (2019, 5 декабря). Российская газета. https://rg.ru/2019/12/05/fokus-na-razvitii-pochemu-kreativnyj-biznes-stal-vazhnym-innovacionnym-drajverom.html
Ярославцева, О. (2021, 22 ноября). АСИ разработало предложения по поддержке креативных кластеров в России. АСИ. https://asi.ru/news/184892/
Department for Digital, Culture, Media & Sport. (1998). Creative Industries Mapping. Documents 1998. GOV.UK. https://www.gov.uk/government/publications/creative-industries-mapping-documents-1998
Frey, B. (2000). Arts and Economics: Analysis and Cultural Policy. Springer.
United Nations. (2010). Creative Economy Report 2010. UNCTAD. https://unctad.org/en/docs/ditctab20103_en.pdf