Эффективность политики в сфере креативных индустрий в российских условиях

  • Ирина Дмитриевна Степанова Forbes
Ключевые слова: креативные индустрии, креативные кластеры, креативная экономика, дизайн-завод, культурный центр, городские пространства

Аннотация

В настоящей статье автором определяются подходы к креативным индустриям, их классификация и тенденции, влияющие на развитие. Проясняется дефиниция креативных кластеров, их роль в творческом секторе и специфические особенности, критерии измерения эффективности. В статье проанализирован опыт создания российских креативных кластеров на примере существующих кейсов, рассмотрена специфика государственной политики в области креативных индустрий и креативных кластеров. Автором выявлены специфические условия, влияющие на эффективность российской государственной политики в креативном секторе. Значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по внесению изменений в государственную документацию с целью улучшения условий функционирования креативных кластеров.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Ирина Дмитриевна Степанова, Forbes

магистр медиакоммуникаций, менеджер по спецпроектам Forbes

Литература

Агентство стратегических инициатив. (2021). Годовой отчет 2021. Страну меняют люди. First Print. https://asi.ru/reports/189940/

Вклад креативных индустрий в экономику России должен достичь 10% ВВП. (2020, 22 сентября). Expert https://expert.ru/2020/09/22/vklad-kreativnyih-industrij-v-ekonomiku-rossii-dolzhen-dostich-10-vvp/

Гнедовский, М. (2011, 13 декабря). Винзавод, Стрелка, Флакон. Творческие кластеры в больших городах. Русский журнал. http://www.russ.ru/pole/Vinzavod-Strelka-Flakon

Дом для Энди, или «Фабрика звезд» Уорхола. (2015, 15 октября). WoodInteria. https://woodinteria.ru/news/lichnost/dom_dlya_endi_ili_fabrika_zvezd/

Желнина, А. А. (2015). Креативность в городе: реинтерпретация публичного пространства. Журнал социологии и социальной антропологии, 78(2), 45–59. https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/c3b8jtgfb6/157650662.pdf

Жиляева, Я. (2018, 26 апреля). Карта, деньги, «Винзавод»: стал ли арт-кластер супругов Троценко успешным бизнес-проектом. Forbes. https://www.forbes.ru/forbeslife/360623-karta-dengi-vinzavod-stal-li-art-klaster-suprugov-trocenko-uspeshnym-biznes

Журавлева, Т., Токарев, И., Ярмощук, Я. (2019). Сносить нельзя ревитализировать. ООО «Флакон-ИКС». https://100gorodov.ru/attachments/1/32/cf719d-998c-4619-bdfa-b28a94083d33/Практическое_руководство_по_созданию.pdf

Зеленцова, Е. В. (2017). Государственная поддержка креативных индустрий. Международный журнал исследований культуры, 26(1), 73–80. https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-kreativnyh-industriy/viewer

Зотова, Л. Р. (2015). Креативный город: творческие индустрии и развитие городов. Креативная экономика, 9(11), 1465–1490. http://dx.doi.org/10.18334/ce.9.11.2085

Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года No 2613-р. (2021, 20 сентября). Правительство Российской Федерации. http://static.government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf

Креативные индустрии России. (н. д.). 100 городских лидеров. https://100gorodov.ru/creativeindustries

Кузьмина, Я. (2016, 31 октября). Креативность как двигатель экономики. Коммерсант. https://www.kommersant.ru/doc/3130942

Лэндри, Ч. (2006). Креативный город (В. Гнедовский, М. Хрусталева, пер.). Классика-XXI.

Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации № 20615-ак/д19. (2008, 26 декабря). Министерство экономического развития Российской Федерации. https://spbcluster.ru/wp-content/uploads/2020/01/Metodicheskie-rekomendatsii-po-realizatsii-klasternoj-politiki.pdf

Минкультуры: для развития креативных индустрий необходимо изменить отношение к налогам. (2021, 23 марта). ТАСС. https://tass.ru/kultura/10969269

Новикова, Н. (2018, 27 августа). Точка отсчета: как создавался кластер «Октава» и что нового он преподнесет тулякам. Тульская пресса. https://www.tulapressa.ru/2018/08/tochka-otscheta-kak-sozdavalsya-klaster-oktava-i-chto-novogo-on-prepodneset-tulyakam

Окружной закон «О креативных индустриях в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» № 70-ОЗ. (2020, 27 июля). Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/570852489

Пальцев, В. В. (2010). Совершенствование механизмов создания промышленных кластеров как проблема современного менеджмента. Труды Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева, 83(4), 272–278. https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-mehanizmov-sozdaniya-promyshlennyh-klasterov-kak-problema-sovremennogo-menedzhmenta/viewer

Полищук, Е. А. (2005). Человеческий капитал в экономике современной России: проблемы формирования и реализации. Издательство ИжГТУ.

Скрынникова, А. (2019, 18 апреля). Почему объединяются дизайн-заводы «Флакон» и «Хлебозавод» и что будет с ними дальше. vc.ru. https://vc.ru/offline/64869-pochemu-obedinyayutsya-dizayn-zavody-flakon-i-hlebozavod-i-chto-budet-s-nimi-dalshe

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. (2019). Министерство экономического развития Российской Федерации. https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/strategiya_prostranstvennogo_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2025_goda/

Стумпо, Дж. (2012). Оценка креативных индустрий: в поисках индекса креативности. Н. Гладких (пер.), Сборник материалов международной конференции «Творческие индустрии и креативная экономика как пространство исследовательской и проектной деятельности» (сс. 10–22). Классика-XXI.

Указ о национальных целях развития России до 2030 года. (2020, 21 июля). Президент России. http://kremlin.ru/events/president/news/63728

Флорида, Р. (2011). Креативный класс: люди, которые меняют будущее (А. Константинов, пер.). Классика-XXI.

Фокус на развитии: почему креативный бизнес стал важным инновационным драйвером. (2019, 5 декабря). Российская газета. https://rg.ru/2019/12/05/fokus-na-razvitii-pochemu-kreativnyj-biznes-stal-vazhnym-innovacionnym-drajverom.html

Ярославцева, О. (2021, 22 ноября). АСИ разработало предложения по поддержке креативных кластеров в России. АСИ. https://asi.ru/news/184892/

Department for Digital, Culture, Media & Sport. (1998). Creative Industries Mapping. Documents 1998. GOV.UK. https://www.gov.uk/government/publications/creative-industries-mapping-documents-1998

Frey, B. (2000). Arts and Economics: Analysis and Cultural Policy. Springer.

United Nations. (2010). Creative Economy Report 2010. UNCTAD. https://unctad.org/en/docs/ditctab20103_en.pdf

Опубликован
2022-10-10
Как цитировать
СтепановаИ. Д. (2022). Эффективность политики в сфере креативных индустрий в российских условиях . Коммуникации. Медиа. Дизайн, 7(3), 39-62. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/16107
Раздел
Научные статьи