Идеология в лицах: звезды послевоенного японского кинематографа и стратегии их репрезентации в прессе (1945-1952)

  • Анастасия Александровна Фёдорова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-9931-053X
Ключевые слова: японский кинематограф, оккупация Японии, феномен кинозвезды, Хара Сэцуко, Кё Матико

Аннотация

После поражения во Второй мировой войне Япония утратила суверенитет и была оккупирована американскими войсками (1945–1952). В эти годы кинематограф активно использовался в пропагандистских целях. Кино иллюстрировало послевоенные изменения, а также служило их катализатором, диктовало зрителю новые модели взаимодействия с действительностью. В частности, примером для подражания были звезды японского кинематографа, чей имидж являлся продуктом не только киноиндустрии, но и печатной прессы. Роль медиа в построении новой культурной идентичности Японии рассмотрена в статье через анализ стратегий репрезентации двух кинозвезд: Хара Сэцуко (1920–2015) и Кё Матико (1924–2019).

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Анастасия Александровна Фёдорова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

доцент

Литература

Дауэр, Дж. (2017). В объятиях победителя: Япония после окончания второй мировой войны. Cеребряные нити.

Лотман, Ю. М. (2000). Семиосфера. Искусство-СПб.

Мещеряков, А. Н. (2009). Быть японцем. История, поэтика и сценография японского тоталитаризма. Наталис.

Мещеряков, А. Н. (2018). Гендерное восприятие Японии в России и СССР: от страны женщин к стране самураев (с конца XIX в. до Второй мировой войны). Философские науки, (8), 67–89. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-8-67-89

Мещеряков, А. Н. (2020). Остаться японцем: Янагита Кунио и его команда. Этнология как форма существования японского народа. Лингвистика.

Оганесян, А. Б. (2020). Принудительные стерилизации в Японии: изучая Канагавские префектуральные архивы. Японские исследования, (2), 32–45. https://doi.org/10.24411/2500-2872-2020-10010

Фёдорова, А. А. (2017). Природа в японском кинематографе «золотого века» (1930–1950-е гг.). А. Н. Мещеряков (ред.), Осмысление природы в японской культуре (cc. 209–230). Издательский дом «Дело» РАНХиГС.

Дьявольские заметки с киностудии. (1938). Эйга фан, (9), 73.「撮影所閻魔帖」、『映画フアン』1938年9月号、73頁。

Ёмиури. (1936, 12 ноября). 3.『読売新聞』1936年11月12日、3頁。

Ёмиури. (1937, 25 марта). 3. 『読売新聞』1937年3月25日、3頁。

Ёмота, И. (2011). Ли Сян-лань и Хара Сэцуко. Иванами сётэн. 四方田犬彦『李香蘭と原節子』岩波書店、2011年。

«Женщина», рекламная брошюра. (1954).『或る女』宣伝資料、1954年。

«История Сюнкин», рекламная брошюра. (1954).『春琴物語』宣伝資料、1954年。

Кавамото, С. (1993). Когда блистает тело: Пышные формы Кё Матико. Сэкай, (6), 312–320. 河本三郎「肉体が輝くとき 京マチ子の豊満」、『世界』312-320頁。

Камия, М. (2009). Политика «фильмов о панпан» периода оккупации: Deus ex machina 1948 года. К. Ивамото (ред.), Кинематограф в годы оккупации: свобода и цензура (cc. 151–186). Синвася. 紙屋牧子「占領期「パンパン映画」のポリティクス ─ 1948年の機械仕掛けの神」岩本憲児『占領下の映画 開放と検閲』森話社、2009年、151-186頁。

Канахара, Ф. (1949). Заметки о Хара Сэцуко. Эйга моногатари, (11), 32. 金原文雄「原節子抄」、『映画物語』1949年11月、32頁。

Кимура, К. (1949). Госпожа Кё Матико: альбом «новых лиц». Эйга фан, (6), 34. 木村恵吾「ニューフェース登録帖 京マチ子さん」、『映画フアン』1949年6月号、34頁。

Китамура, К. (2017). Социология культуры звездных актрис: ведьмы и святые, которых вожделела публика послевоенной Японии. Сакухинся. 北村匡平『スター女優の文化社会学 戦後日本が欲望した聖女と悪女』作品社、2017年。

«Любовь глупца»: рекламная брошюра. (1949).『痴人の愛』宣伝資料、1949年。

Норитакэ, K. (1949). Интервью с Кё Матико: разговор на кансайском диалекте. Эйга моногатари, (11), 4. 則武亀三郎「京マチ子さんインタビューで ペラペラと関西弁で」、『映画物語』1949年11月号、4頁。

Нэгами, А. (1954). Посвящаю Кё Матико. Эйга фан, (12), 61. 根上淳「京マチ子さんにおくる」、『映画フアン』1954年12月号、61頁。

Образы проституток в современной Японии. (1956). Киндай эйга, (4), 78.「現代日本の娼婦を描く」、『近代映画』1956年4月、78頁。

Огума, Э. (2002). «Демократия» и «патриотизм»: национализм и общественное сознание в послевоенной Японии. Синтёся. 小熊英二『「民主」と「愛国」: 戦後日本のナショナリズムと公共性』新曜社、2002年。

Огуро, Т. (1952). Да здравствует Хара Сэцуко! Киндай эйга, (1), 58. 大黒東洋士「ああ乾杯!原節子さん」、『近代映画』1952年1月号、58頁。

Почему у Хара Сэцуко дурная слава? (1939). Эйга фан, (4), 61. 「スポット 原節子は何故評判が悪いのか」、『映画フアン』1939年4月号、61頁。

Секрет Кё Матико. (1951). Эйга cинтё, (11), 13.「京マチ子の秘密」、『映画新潮』1951年11月、13頁。

Симидзу, Т. (1952). Грациозная, изящная девушка. Киндай эйга, (9), 70. 清水千代太「淑やかな令嬢」、『近代映画』1952年9月号、70頁。

Синдо К., Ёсимура К., и Кё М. (1952). Кё Матико: Откровенный разговор. Эйга фан, (2), 91. 新藤兼人、吉村公三郎、京マチ子「京マチ子へズバリ一言」、『映画フアン』1952年2月、91頁。

Синэма BAR. Вансумоа. (2019, 28 мая). Кё Матико за границей [пост]. Facebook*. シネマBARわんすもあ「京マチ子海外編」2019年5月28日。

«Сука»: рекламная брошюра. (1951). 『牝犬』宣伝資料、1951年。

Футаба, Дз. (1951). Журнал кинокритика. Киндай эйга, (3), 46–47. 双葉十三郎「映画批評家の手帖」、『近代映画』1951年3月、46-47頁。

Хара С., Мидзусима К. (1948). Интервью со звездой: Хара Сэцуко. Эйга ёмимоно, (5), 22. 原節子、水島公夫「花形スター•インタビュー: 原節子の巻」、『映画読物』1948年5月号、22頁。

Хара Сэцуко-сан га сикё: Нихон эйга огонки о дайхё суру дзёю. (2015, 25 ноября). Nikkan Sports. 「原節子さんが死去、日本映画黄金期を代表する女優」、『日刊スポーツ』2015年11月25日。https://www.nikkansports.com/entertainment/news/1571258.html

Харуяма, С. (1953). Киндай эйга, (2), 173. 春山茂「歌と踊りのスター評判記」、『近代映画』1953年2月号、173頁。

Человек, о котором говорят. Разговор со звездой. (1951). Киндай эйга, (2), 40. 「トピックの人 噂のスターに聞く」、『近代映画』1951年2月号、40頁。

Ямамото, С. (1984). Моя жизнь в кино. Син Нихон сюппанся. 山本薩夫『私の映画人生』新日本出版社、1984年。

Bordwell, D. (1988). Ozu and the Poetics of Cinema. Princeton University Press.

Dyer, R. (2007). Stars. BFI Publishing.

Haukamp, I. (2014). Fräulein Setsuko Hara: Constructing an International Film Star in Nationalist Contexts. Journal of Japanese and Korean Cinema, 6(1), 4–22. https://doi.org/10.1080/17564905.2014.929395

Hirano, K. (1992). Mr. Smith Goes to Tokyo: Japanese Cinema under the American Occupation, 1945–1952. Smithsonian Institution Press.

Igarashi, Y. (2000). Bodies of Memory: Narratives of War in Postwar Japanese Culture. Princeton University Press.

Napier, S. (2006). When Godzilla Speaks. In W. Tsutsui, M. Ito (Eds.), In Godzilla’s Footsteps: Japanese Pop Icons on the Global Stage (pp. 9–19). Palgrave Macmillan.

Raine, M. (2001). Ishihara Yujiro. Youth, Celebrity and the Male Body in late-1950s Japan. In D. Washburn, C. Cavanaugh (Eds.), Word and Image in Japanese Cinema (pp. 202–225). Cambridge University Press.

Richie, D. (1974). Ozu: His Life and Films. University of California Press.

Rubin, J. (1985). From Wholesomeness to Decadence: The Censorship of Literature under the Allied Occupation. Journal of Japanese Studies, 11(1), 71–103.

*Деятельность организации признаа экстремистской и запрещена на территории России.

Опубликован
2022-07-15
Как цитировать
ФёдороваА. А. (2022). Идеология в лицах: звезды послевоенного японского кинематографа и стратегии их репрезентации в прессе (1945-1952) . Коммуникации. Медиа. Дизайн, 7(2), 141-164. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/14638
Раздел
Научные статьи