Формы акустического искусства в эпоху записываемости

  • Джеральд Фибиг Немецкое общество электроакустической музыки (DEGEM)
Ключевые слова: акустика, электроакустическая музыка, звукозапись, аудио- радиоискусство, звуковое искусство, радиоискусство, конкретная музыка

Аннотация

Во многих теоретических исследованиях саунд-арта принято рассматривать его как подкатегорию либо музыки, либо визуального искусства. Автор статьи утверждает, что подобный дуализм не позволяет в полной мере оценить многие произведения саунд-арта, пытаясь найти основу для более всеобъемлющей эстетики акустических форм искусства на основе концепции «звукового искусства» английского композитора, работающего в области электроакустической музыки, с манипулированной записью и компьютерными обработками звука Тревора Уишарта. Следуя идее Уишарта о том, что статус музыки был изменен изобретением звукозаписи, автор утверждает, что еще более важным онтологическим следствием записи стала новая возможность хранения и манипулирования любым акустическим событием. Это медиа-историческое условие, именуемое «записываемостью», породило три различные формы искусства с разной степенью абстракции – электроакустическую музыку в традиции Пьера Шеффера, саунд-арт, ориентированный на галереи и радиогенную «Ars Acustica», или радиоискусства. По убеждению автора, введение «Ars Acustica», в качестве третьего термина позволяет взглянуть на бинаризм музыка/звуковое искусство с определенной точки зрения. Краткий взгляд на историю радиоарта в статье призван обосновать утверждение, что все формы искусства, основанные на записываемых звуках, можно плодотворно обсуждать, оценивая их совместное материальное происхождение и множественность систем отсчета, не подгоняя одну форму под другую.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Джеральд Фибиг, Немецкое общество электроакустической музыки (DEGEM)

композитор, член общества

Литература

Anonymus 2000 (2000). Walter Ruttmann Weekend Remix [liner notes]. In Ruttmann W. et.al. 2000. Walter Ruttmann Weekend Remix. Intermedium Records.

Black, C. (2014). International Perspectives on the Historic Intersections of Electroacoustic Music and the Radio Medium. Organised Sound 19(2), 182–191.

Conrad, T. (1997). MINor premise. In Early Minimalism. Volume One.Table of the Elements, 33 As-Arsenic.

Dack, J. (1994). Pierre Schaeffer and the Significance of Radiophonic Art. http://www.zainea.com/PierreSchaffer1994.pdf

de la Motte-Haber, H. (1996). Klangkunst – eine neue Gattung [Звуковое искусство - новый жанр]? Akademie der Künste (ed.) Klangkunst.

Fuchs, M. (2010). Sinn und Sound [Смысл и звук]. Wissenschaftlicher Verlag Berlin.

Gilfillan, D. (2008). Networked Radio Space and Broadcast Simultaneity. An interview with Robert Adrian. In H. Grundmann, E. Zimmermann, R. Braun, D. Daniels, A. Hirsch, and A. Thurmann-Jajes (ed.s) Re-Inventing Radio. Aspects of Radio as Art. Revolver.

Gould, G. (1966). The Prospects of Recording. In C. Cox and D. Warner (ed.s) Audio Culture. Readings in Modern Music. Continuum.

Hagelüken, A. (2006). Acoustic (Media) Art: Ars Acustica and the idea of a unique art form for radio–an examination of the historical conditions in Germany.

http://www.randfunk.de/texte/Ars_Acustica_englishedit.pdf, accessed on 2014-08-30.

Kane, B. (2013). Musicophobia, or Sound Art and the Demands of Art Theory. http://nonsite.org/article/musicophobia-or-sound-art-and-the-demands-of-art-theory, accessed on 2014-08-30.

Kim-Cohen, S. (2009). In the Blink of an Ear. Toward a Non-Cochlear Sonic Art. Continuum.

Kittler, F. (1986). Grammophon Film Typewriter. Brinkmann & Bose.

Landy, L. (2007). Understanding the Art of Sound Organization. MIT Press.

López, F. (2014). Music Dematerialized? In M. Carvalhais and P. Tudela (ed.s) Cochlear Poetics. Writings on Music and Sound Arts. University of Porto.

Minard, R. (2002). Musique concrète and its importance to the visual arts. In B. Schulz (ed.) Resonanzen. Aspekte der Klangkunst/Resonances. Aspects of Sound Art. Kehrer.

Sanio, S. (1996). Hören im musikalischen Environment. [Прослушивание в музыкальной среде]. In Akademie der Künste (ed.) Klangkunst. Prestel.

Schaeffer, P. (1970). Machines à Communiquer [Машины для связи]. Seuil.

Schöning, K. (1999). Riverrun. On the human voice, the universe of sounds and noises amidst the silence. A sound journey into WDR’s Studio of Acoustic Art. In K. Schöning (ed.) Riverrun. Voicings/Soundscapes. Wergo.

Voegelin, S. (2010). Listening to Noise and Silence. Towards a Philosophy of Sound Art. Continuum.

Wishart, T. (1996). On Sonic Art. A New and Revised Edition. Simon Emmerson (ed.). Routledge.

Опубликован
2022-07-15
Как цитировать
ФибигД. (2022). Формы акустического искусства в эпоху записываемости. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 7(2), 125-140. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/14632
Раздел
Научные статьи