Институционализация уличного танца в России: противоречие или необходимость

  • Ольга Анатольевна Крупник
Ключевые слова: институционализация, уличный танец, контркультура, хип хоп, артификация, исследования танца

Аннотация

Статья раскрывает тему эволюции уличного танца как перформативной практики в сторону искусства и фокусируется на одном из процессов его эволюции — институциональных изменениях. Автор отталкивается от концепции «артификации» французской исследовательницы Роберты Шапиро (Shapiro, 2012), основанной на идее о том, что искусство не является данностью, скорее, это конструкт и результат социальных процессов, которые существуют во времени и пространстве.

На первый взгляд кажется, что уличный танец и институция — несовместимые понятия. Институция подразумевает порядок, систему правил, а уличный танец — их отсутствие. Однако если присмотреться, уличный танец обладает некоторыми признаками, сближающими его с институционально признанными академическими видами танца, и статья раскрывает этот аспект. Более того, за тридцать лет развития жанра в России внутри сообщества уличных танцоров сформировалась четкая организационная структура, позволяющая рассматривать уличный танец как целостный вид танцевального искусства.

В статье подробно изучается запрос уличных танцоров на институциональное признание и предпринимается попытка понять, что на самом деле скрывается за этим запросом. Не противоречит ли он изначальной идеологии танца? Как взаимодействует сегодня уличный танец и государство? Какие у профессионального сообщества есть ресурсы для развития? Кто продюсирует проекты в жанре уличного танца? Какие организации поддерживают уличный танец и какого вектора они придерживаются?

Изучив преграды, встающие на пути институционализации, можно выявить потенциальные решения и пути дальнейшего развития жанра. Один из них — избавление от барьеров путем исключения самого противоречия. Действительно ли уличному танцу нужно признание? Возможно, уличным танцорам необходимо развернуть свой взгляд вовнутрь, ориентироваться на себя и свою аудиторию и двигаться дальше.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Ольга Анатольевна Крупник

магистр искусств

Литература

Иванов, С., и Кырлежев, Ф. (2017). Хип-хоп под покровом: от уличной субкультуры к неформальному образованию. Хип-хоп союз.

Иванов, С. (2014). Социальные субкультурные практики и образовательные модели в современной российской молодежной среде. Хип-хоп союз.

Котлер, Ф., и Шефф, Д. (2004). Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств. Классика–XXI.

Сироткина, И. (2020). Танец: опыт понимания (Д. Мельник, ред.). Бослен.

Хестанов, Р. (2016). Хип-хоп: культура молодежной контрреволюции. Логос, 26(4(113)), 7–26.

ЦЕХ. (2005). Интервью с Еленой Тупысевой / «Российский Современный Танец. Диалоги». http://tsekh.ru/stat_46.html

Baumol, W. J., & Bowen, W. G. (1965). On the Performing Arts: The Anatomy of Their Economic Problems. The American Economic Review, 55(1/2), 495–502. https://www.jstor.org/stable/1816292

Byrnes, W. (2009). Management and the Arts. Focal Press.

Desmond, J., McDonagh, P., & O’Donohoe, S. (2000). Counter-culture and Consumer Society. Consumption Markets and Culture, 4(3), 241–279. https://doi.org/10.1080/10253866.2000.9670358

Forman, M., & Neal, M. (2004). That’s the Joint!: The Hip-Hop Studies Reader. Routledge.

GARAGEMCA. (2020, 16 июня). Личный вклад. Практики продюсирования современного танца в России [видео]. YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=p-Al02QnYmU&feature=youtu.be

Idance.ru. (2012, 18 апреля). Интервью с Усейном Кейсином (UK). http://ftp.model-357.ru/show.php?id_a=1644

McCarthy, K. F., Brooks, A., Lowell, J., & Zakaras, L. (2001). The Performing Arts in a New Era. RAND.

Paquette, J., & Redaelli, E. (2015). Arts Management and Cultural Policy Research. Palgrave Macmillan.

Shapiro, R., & Heinich, N. (2012). When is Artification? Contemporary Aesthetics, 4. https://www.contempaesthetics.org/newvolume/pages/article.php?articleID=639

Shapiro, R. (2004). The Aesthetics of Institutionalization: Breakdancing in France. The Journal of Arts Management Law and Society, 33(4), 316–335. https://doi.org/10.3200/JAML.33.4.316-335

Shapiro, R. (2019). Artification as Process. Cultural Sociology, 13(3), 265–275. https://doi.org/10.1177/1749975519854955

Shimizu, D., & Okada, T. (2012). Improvised Creative Process of Street Dance. Cognitive Studies: Bulletin of the Japanese Cognitive Science Society, 19(2), 240–243. https://doi.org/10.11225/jcss.19.240

Varbanova, L. (2013). Strategic Management in the Arts. Routledge.

Watkins, C. (2005). Hip Hop Matters. Beacon Press.

Опубликован
2021-12-31
Как цитировать
КрупникО. А. (2021). Институционализация уличного танца в России: противоречие или необходимость. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 6(4), 102-118. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/13764
Раздел
Научные статьи