Психологические эффекты пропаганды

  • Галина Васильевна Шарикова Государственный академический университет гуманитарных наук
Ключевые слова: пропаганда, психологические эффекты пропаганды, психологическая кристаллизация, отчуждение, психическая диссоциация, митридатизация, амбивалентность воздействия пропаганды

Аннотация

Статья представляет собой перевод с французского языка главы из книги Жака Эллюля «Пропаганда», первое издание которой увидело свет в 1962 году. Книга произвела сильное впечатление. Ее переводили на другие языки и переиздавали, однако в СССР и современной России она известна сравнительно узкому кругу специалистов. Редакция журнала «Коммуникации. Медиа. Дизайн» решила восполнить этот пробел — перевести и опубликовать главу IV всемирно известной работы, названную «Психологические эффекты пропаганды» (Effets psychologiques de la propagande). В этой главе Эллюль рассматривает множество эффектов пропаганды, обнаруженных как самим автором, так и другими исследователями. Среди них психологическая кристаллизация (когда существующие в латентном, нечетком, неопределенном виде наклонности индивида внезапно становятся действенными и обнаруживаемыми под воздействием пропаганды), а также эффекты отчуждения человека под влиянием пропаганды (она делает его чуждым, то есть иным, отличным от себя самого, дезориентирует в социальной реальности, вынуждает жить вымышленной, инородной, неестественной жизнью, и индивид, подвергнутый этой пропаганде, становится иным и в то же время подчиняется чуждым для него импульсам, подчиняется кому-то другому). Эллюль описывает эффект психической диссоциации, когда собственное мнение индивида не совпадает с общественным — пропаганда специально углубляет пропасть между этими двумя сферами. Помимо этого, диссоциация приводит к тому, что индивид начинает совершать те или иные действия безвольно, без рефлексии, без осмысления, почему надо поступать так или иначе, в чем смысл, какова цель и каковы последствия его деяний. Наконец, Эллюль анализирует эффект митридатизации — возникновение под действием пропаганды специфического качества, напоминающего историю понтийского царя Митридата, который, боясь быть отравленным, с детства принимал в малых дозах разные яды, постепенно становясь к ним невосприимчивым. Так же и человек, находясь под воздействием пропаганды, постепенно становится невосприимчивым к ней. В заключительной части Эллюль рассматривает амбивалентность психологических эффектов, продуцируемых пропагандой.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Галина Васильевна Шарикова, Государственный академический университет гуманитарных наук

кандидат педагогических наук, доцент

Литература

Albig, W. (1956). Modern public opinion. McGraw-Hill.

Barthes, R. (1957). Mythologies. Éditions du Seuil.

Bartlett, F. C. (1954). Portrait of the American agitator. In D. Katz, D. Cartwright, S. J. Eldersveld et al. (Eds.), Public Opinion and Propaganda. Dryden Press.

Bruner, J. S. (1954). Goebbels' principles of propaganda. In D. Katz, D. Cartwright, S. J. Eldersveld et al. (Eds.), Public Opinion and Propaganda. Dryden Press.

Caillois, R. (1951). Quatre essais de sociologie contemporaine. O. Perrin.

Cartwright, D. (1954). Books, libraries, and other media of communication. In D. Katz, D. Cartwright, S. J. Eldersveld et al. (Eds.), Public Opinion and Propaganda. Dryden Press.

Confuse and control: Soviet techniques in Germany. (1951). Division of Publications, Office of Public Affairs, U.S. G.P.O.

Cooper, E., Jahoda, M. (1954). Effects of fear-arousing communications. In D. Katz, D. Cartwright, S. J. Eldersveld et al. (Eds.), Public Opinion and Propaganda. Dryden Press.

De Félice, P. (1947). Foules en délire, extases collectives: essai sur quelques formes inférieures de la mystique. A. Michel.

Doob, L. W. (1948). Public Opinion and Propaganda. H. Holt.

Doob, L. W. (1954). Some reasons why information campaigns fail. In D. Katz, D. Cartwright, S. J. Eldersveld et al. (Eds.), Public Opinion and Propaganda. Dryden Press.

Ellul, J. (1954). La Technique; ou, l'Enjeu du siècle. A. Colin.

Grenier, J. (1938). Essai sur l'esprit d'orthodoxie. Gallimard.

Hadamovsky, E. (1933). Propaganda und nationale Macht: die Organisation der öffentlichen Meinung für die nationale Politik. G. Stalling.

Horney, K. (1955). La personnalité névrotique de notre temps. l'Arche.

Inkeles, A. (1956). L'opinion publique en Russie Soviétique: une étude sur la persuasion des masses. Les Iles d'or.

Janis, I. L., Feschbach, S. (1954). The influence of source credibility on communication effectiveness. In D. Katz, D. Cartwright, S. J. Eldersveld et al. (Eds.), Public Opinion and Propaganda. Dryden Press.

Janis, I. L., Lumsdaine, A. A., Gladstone, A. I. (1954). Interaction of psychological and sociological factors in political behavior. In D. Katz, D. Cartwright, S. J. Eldersveld et al. (Eds.), Public Opinion and Propaganda. Dryden Press.

Katz, D., Cartwright, D., Eldersveld S. J., Samuel, J. et al. (Eds.). (1954). Public Opinion and Propaganda. Dryden Press.

Kris, E., Leites, N. (1951). Trends in XXth Century Propaganda. In D. Lerner (Ed.), Propaganda in war and crisis; materials for American policy (pp. 39–54). G. W. Stewart.

Lasswell, H. D. (1936). The scope of research on propaganda and dictatorship. In H. L. Childs (Ed.), Propaganda and dictatorship: a collection of papers (pp. 105–121). Princeton University Press.

Lerner, D. (Ed.). (1951). Propaganda in war and crisis; materials for American policy. G. W. Stewart.

Lewin, K. (1947). Group Decision and Social Change. In T. M. Newcomb & E. L. Hartley (Eds.), Reading in Social Psychology (pp. 330–341). Holt.

Lippmann, W. (1922). Public Opinion. Harcourt, Brace and Company.

Mao, T. T. (1955). Oeuvres choisies. Tome 1er. 1926–1927. Éditions sociales.

Mao, T. T. (1956). Oeuvres choisies. Tome 3e. 1939–1941. Éditions sociales.

Mao, T. T. (1960, October 25). Un compte rendu de la récente visite de M. Ferhat Abbas à Pékin. Afrique Action.

Miotto, A. (1953). Psicología della propaganda. Editrice Universitaria.

Monnerot, J. (1949). Sociologie du communisme. Gallimard.

Morin, E. (1957). Les Stars. Éditions du Seuil.

Münzenberg, W. (1938). La propagande Hitlerienne, instrument de guerre. Brant.

Packard, V. (1958). La Persuasion clandestine. Calmann-Lévy.

Pearlin, L. I., Rosenberg, M. (1954). The dimensions of propaganda: German short-wave broadcasts to America. In D. Katz, D. Cartwright, S. J. Eldersveld et al. (Eds.), Public Opinion and Propaganda. Dryden Press.

Queval, J., Thévenot, J. (1957). T.V. Gallimard.

Riesman, D., Denney, R., Glazer, N. (1950). The lonely crowd: a study of the changing American character. Yale University Press.

Robin, A. (1953). La fausse parole. Editions de Minuit.

Sauvy, A. (1957). La nature sociale: introduction à la psychologie politique. A. Colin.

Shils, E. A., Janowitz, M. (1951). Cohesion and Disintegration in the Wehrmacht. In D. Lerner (Ed.), Propaganda in war and crisis; materials for American policy (pp. 367–415). G. W. Stewart.

Sladen, F. J. (1943). Psychiatry and the war; a survey of the significance of psychiatry and its relation to disturbances in human behavior to help provide for the present war effort and for post war needs. C.C. Thomas.

Smith, B. L., Lasswell, H. D., Casey, R. D. (1946). Propaganda, communication, and public opinion; a comprehensive reference guide. Princeton university press.

Speier, H., Otis, M. (1951). German Radio Propaganda. In D. Lerner (Ed.), Propaganda in war and crisis; materials for American policy (pp. 209–241). G. W. Stewart.

Speier, H. (1951). Morale and Propaganda. In D. Lerner (Ed.), Propaganda in war and crisis; materials for American policy (pp. 3–25). G. W. Stewart.

Stoetzel, J. (1943). Théorie des opinions. PUF.

Stolypine, A. (1952). Evolution psychologique en U.R.S.S. Economie contemporaine, 35.

Taylor, W. S. (1923). Rationalization and Its Social Significance. Journal of Abnormal Psychology and Social Psychology, 17(4), 410–418.

Tchakhotine, S. (1952). Le viol des foules par la propagande politique. 2-ème édition. Gallimard.

White, R. K. (1952). The New Resistance to International Propaganda. Public Opinion Quarterly, 16(4), pp. 539–551.

Young, K. (1947). Social psychology (2d ed). F. S. Crofts.

Опубликован
2020-10-07
Как цитировать
ШариковаГ. В. (2020). Психологические эффекты пропаганды . Коммуникации. Медиа. Дизайн, 5(1), 157-200. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/11481
Раздел
Научные статьи