Обзор работы секции «Место искусства» международной научной конференции «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты»
Аннотация
Отвечая на вызовы современной теории и истории искусства, исследователи и практики неизбежно сталкиваются с этическими и антропологическими вопросами — о переживании и репрезентации памяти, о соучастии в опыте и его присвоении, о властной структуре дихотомии культурного центра и периферии, о принципиальной множественности исторических нарративов. Это зона смысловой зыбкости, и работу секции «Место искусства» можно рассмотреть как попытку картографировать эти зыбкие, полиморфные территории стремительно меняющихся общественных отношений, связанных с искусством. Среди докладчиков секции — историки и теоретики искусства, философы, художники, кураторы. Внимание дискутантов и докладчиков было сфокусировано на разных трактовках понятия «место» — это могло быть место, которое искусство обретает в различных дискурсивных полях, это глобальные и локальные территории искусства, наконец, это место встречи зрителя и художника.
В докладах и обсуждениях рассматривались как конкретные выставочные и арт-проекты во всём многообразии их подходов, так и теоретические и практические проблемы соотношения личной и коллективной памяти в постсоветских обществах (и их отражений в культуре и искусстве), способов выстраивания местных самоорганизаций и их взаимоотношений с политико-социальным «центром». Материалы выступлений и дискуссий могут служить источником не только фактической информации об актуальных процессах в современной российской и мировой арт-сфере, но и методологических находок для исследователей и ценителей современного искусства.