Функции экранов в современном российском театре в эпоху трансмедийности: от экранов малого формата к виртуальной реальности

  • Анна Владимировна Краснослободцева Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Аннотация

В статье исследуются функции экранных образов в современном российском театре в поле новых медиа, фиксируются те изменения, которые происходят в театре в период цифрового поворота. На примере спектаклей таких режиссеров, как Максим Диденко, Даниил Чащин, Андрей Прикотенко, Михаил Патласов, Семён Александровский и др. прослеживается трансформация роли экранов в театре, обусловленная меняющимся контекстом и проблематикой современности. Теперь все чаще экран в пространстве театра начинает репрезентировать себя в современных модификациях. Говоря точнее, экран начинает изображать в театре экранную реальность. Теперь экранный образ в театре зачастую остаётся равным себе в реальной жизни: например, когда в спектакли вводятся смартфоны, с которыми взаимодействуют зрители. В таком случае в контексте спектакля гаджет становится редимейдом, изображение на экранчике смартфона переозначивается, не меняя при этом формы. Иногда же экраны в современных спектаклях представляют те пласты экранной, виртуальной реальности, носителями которой вне театра они не являются: например, когда при помощи больших экранов на сцене изображаются крупным планом экраны смартфонов или когда при помощи экранов зритель попадает внутрь компьютерной игры или цифровой базы данных. Традиционно театральный зритель при помощи экрана мог попасть в пространство за пределами сцены или, напротив, погрузиться во внутренний мир героя, в его сны, воспоминания, фантазии. В ряде современных российских спектаклей это движение внутрь или вовне, хоть и остается базовым, но расширяет свои пределы: теперь зрители при помощи экрана могут попасть внутрь цифровой, компьютерной реальности, в мир социальных медиа и аватаров или вообще наблюдать мир вне сцены в формате 360 градусов.  Экраны становятся не только окном в другие виртуальные измерения, но и адекватным времени элементом языка, который будет понятен человеку сегодня.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Анна Владимировна Краснослободцева, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Преподаватель Школы дизайна факультета коммуникаций, медиа, и дизайна Национального исследовательского университета Высшая школа экономики.

Литература

Авдошина, Е. (2018). Запах Родины. В театре имени Ермоловой премьера — «Текст» Максима Диденко. URL:http://www.ng.ru/culture/2018-05-16/7_7225_zapah.html.

Банасюкевич, А. (2018). Sociopaph: игра в героя. URL:http://ptj.spb.ru/blog/sociopaph-igra-vgeroya/.

Газета «Коммерсант» (2017). В Москва-Сити состоится премьера VR-постановки Максима Диденко «Клетка с попугаями». URL:https://www.kommersant.ru/doc/3343073.

Джурова, Т. (2014). Антитела в гиперкубе. URL:http://ptj.spb.ru/blog/antitela-vgiperkube/.

Зельвенский, С. (2007). Mocumentary: история вопроса. URL:https://seance.ru/n/32/mockumentary/mocumentary/.

Карышева, А. (2019). VR: новые законы искусства? URL:https://magazineart.art/exhibition/vr-novye-zakony-iskusstva/.

Маклюэн, М. (2007). Понимание медиа: внешние расширения человека, М.: Кучково поле.

Манович, Л. (2018). Язык новых медиа, М.: Ад Маргинем Пресс.

Медуза, (2015). Эдвард Сноуден попросился в Швейцарию. URL:https://meduza.io/news/2015/03/06/edvard-snouden-poprosilsya-v-shveytsariyu.

Осеева, Ю. (2018). «Ново-сибирский транзит». Пятый день фестиваля. URL:http://ptj.spb.ru/blog/novo-sibirskij-tranzit-pyatyj-den-festivalya/.

Пол, К. (2017). Цифровое искусство, М.: Ад Маргинем Пресс.

Сальникова, Е. (2019). Феномен трансмедийности. Ю. А. Богомолов, Е. В. Сальникова (ред.) Большой формат: экранная культура в эпоху трансмедийности. Часть 1, Государственный институт искусствознания: Издательские решения: 18–23.

Ситковецкая, М. (1993). Мейерхольд репетирует (в 2 т.), М.: Артист. Режиссер. Театр.

Старусева-Першеева, А. (2018). Субъективность как конструкт в произведениях для виртуальной реальности. Межвузовская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых специалистов им. Е. А. Арменского. Материалы конференции. М.: Московский институт электроники и математики НИУ ВШЭ.

Тайга.инфо (2018). Наш Гамлет как бы сидит в айфоне. URL:https://tayga.info/139511.

Федянина, О. (2018). Зритель в каждую минуту действия понимает про ситуацию гораздо больше, чем герои. URL:https://www.colta.ru/articles/theatre/20013-zritel-v-kazhduyu-minutu-deystviya-ponimaet-pro-situatsiyu-gorazdo-bolshe-chem-geroi.

Фукс, О. (2018). Лесик Лойс. URL:https://rusiti.ru/ru/news/novost/lesik-loys/.

Хухтамо, Э. (2012). Элементы экранологии: к проблеме археологии медиа. К. Э. Разлогов (ред.) Экранная культура: теоретические проблемы. СПб.: Дмитрий Буланин: 116–177.

Чумак, А. (2014). Что такое смарт-общество? URL:https://www.hse.ru/news/community/126203364.html.

Опубликован
2019-12-26
Как цитировать
КраснослободцеваА. В. (2019). Функции экранов в современном российском театре в эпоху трансмедийности: от экранов малого формата к виртуальной реальности. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 4(4), 51-66. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/10237
Раздел
Научные статьи