Сетевая литература в базах данных и базы данных в сетевой литературе

Ключевые слова: сетевая литература, базы данных, теория медиа, нарратив, цифровые гуманитарные науки

Аннотация

В связи с тем, что информация постоянно устаревает, практика архивирования описания и создания баз данных играет жизненно важную роль, чтобы гарантировать, что художники и ученые могут продолжать развивать и понимать ту или иную область практики и исследований. С этой целью в рамках исследовательских проектов разрабатываются множество баз данных сетевой литературы.

В цифровых гуманитарных науках создание баз данных слишком часто рассматривается лишь как подготовительная часть. Однако, по мнению разработчиков базы данных сетевой литературы — это одновременно и исследовательское пространство, и форма распространения, и культурный артефакт сам по себе. Базы данных ни в коем случае не являются обычными контейнерами, они исполняют разнообразные процессы, включая хранение, распределение и экспозицию. Научная деятельность и художественная практика переплетаются: ученые предпринимают попытки описать и исследовать данную область. Художники обращаются к базам данных в своих работах, и производство баз данных еще больше развивает эту область, что расширяет производство (делает его более разнообразным) и распространение сетевой литературы.

В данной статье рассматривается, как форма базы данных все больше влияет на сетевую литературу, проникает в неё и приобретает собственную эстетику. Мы составили исследовательскую подборку в базе знаний ELMCIP (Electronic Literature as a Model for Creativity in Practice), состоящую из работ, которые являются свидетельством того, что они являются частью базы данных, принимая ее формальные характеристики. В данной статье мы рассматриваем, как переплетаются научная деятельность и художественная практика: ученые пытаются описать и исследовать область, а художники обращаются к базе данных в своих произведениях, производство баз данных, в свою очередь, развивает эту область, что приводит к созданию более разнообразной сетевой литературы.

Мы анализируем три произведения сетевой литературы: "Пункт подбора идентичности" Оли Лялиной, Heath Bunting (1999), Dictionary of the Revolution (2017) Амира Ханафи, Her Story (2016) Сэм Барлоу. Будучи встроенными в базу данных, эти работы отражают их различные роли в цифровой культуре. Наш анализ прольет свет на многообразие ролей, которые играют базы данных в области электронной литературы, как то: хранилище информации, платформы для распространения, художественные артефакты, а также как методологический инструмент для критического осмысления построения самой области. В частности, мы акцентируем внимание на трех функциях баз данных, которые усиливаются сетевой литературой: размышление об онлайн-присвоении идентичности и использовании данных; увековечение или сохранение; и тренировка эмпатии.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Анна Акерман, Бергенский университет

аспирант Бергенского университета  (Берген, Норвегия)

Инге ван де Вен, Тилбургский университет

PhD, доцент Тилбургского университета 

Литература

Alphen, E. (2014). Staging the Archive: Art and Photography in the Age of New Media. London: Reaktion Books.

Barlow, S. (2015). Her Story. [Videogame].

Bolter, J. D., Grusin R. (2000). Remediation: Understanding New Media. Cambridge: MIT Press.

Electronic Literature as a Model for Creativity and Innovation in Practice (ELMCIP) (2019). Electronic Literature Knowledge Base. URL:https://elmcip.net/knowledgebase.

Hanafi, A. (2011). A Dictionary of the Revolution. URL:http://qamosalthawra.com/.

Hanafi, A. (2015). Dictionary of the Revolution – a memory archive. URL:https://www.kickstarter.com/projects/259443084/dictionary-of-the-revolution-a-memory-archive

Hesselberth, P. (2017). Discourses on Disconnectivity and the Right to Disconnect. New media & society, 20(5), 1994-2010. https://doi.org/10.1177/1461444817711449

Lialina, O., Bunting, H. (1999). Identity Swap Database. URL:http://www.teleportacia.org/swap/.

Lovink, G. (2011). Networks without a cause: A critique of social media. Cambridge: Polity Press.

Manovich, L. (2001). The Language of New Media. Cambridge: MIT Press.

McLuhan, M. (1962). The Gutenberg Galaxy. London: Routledge & Kegan Paul.

New Technologies, New Textualities (NT2) Directory. (n.d.). Université du Québec à Montréal (Canada). URL:http://nt2.uqam.ca/fr/search/site/

Paul, Ch. (2007). The Database as System and Cultural Form: Anatomies of Cultural Narratives. In V. Vesna (Ed.), Database Aesthetics: Art in the Age of Information Overflow (pp. 95–110). Minneapolis: University of Minnesota Press.

Rettberg, S. (2012). Collective Memory and the Development of a Field: Building the Elmcip Electronic Literature Knowledge Base. The Digital Subject: Questioning Hypermnesia. International and Transdisciplinary Conference, Keynote Address.

Rettberg, S. (2019). Electronic Literature. Oxford: Polity Press.

Seaman, B. (2007). Recombinant Poetics and Related Database Aesthetics. In V. Vesna (Ed.), Database Aesthetics: Art in the Age of Information Overflow (pp. 121-142). Minneapolis: University of Minnesota Press.

Veel, K. (2009). Narrative Negotiations: Information Structures in Literary Fiction (vol. 331). Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht.

Veel, K. (2011). Information Overload and Database Aesthetics. Comparative Critical Studies, 8(2–3), 307–319. https://doi.org/10.3366/ccs.2011.0025

Vesna, V. (2000). Introduction: Database Aesthetics. AI & Society, 14, 155–56.

Vesna, V. (Ed.) (2007). Database Aesthetics: Art in the Age of Information Overflow. Minneapolis: University of Minnesota Press.

Опубликован
2019-12-25
Как цитировать
АкерманА., & ван де ВенИ. (2019). Сетевая литература в базах данных и базы данных в сетевой литературе . Коммуникации. Медиа. Дизайн, 4(4), 5-18. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/10233
Раздел
Научные статьи