Сетевая литература в базах данных и базы данных в сетевой литературе
Аннотация
В связи с тем, что информация постоянно устаревает, практика архивирования описания и создания баз данных играет жизненно важную роль, чтобы гарантировать, что художники и ученые могут продолжать развивать и понимать ту или иную область практики и исследований. С этой целью в рамках исследовательских проектов разрабатываются множество баз данных сетевой литературы.
В цифровых гуманитарных науках создание баз данных слишком часто рассматривается лишь как подготовительная часть. Однако, по мнению разработчиков базы данных сетевой литературы — это одновременно и исследовательское пространство, и форма распространения, и культурный артефакт сам по себе. Базы данных ни в коем случае не являются обычными контейнерами, они исполняют разнообразные процессы, включая хранение, распределение и экспозицию. Научная деятельность и художественная практика переплетаются: ученые предпринимают попытки описать и исследовать данную область. Художники обращаются к базам данных в своих работах, и производство баз данных еще больше развивает эту область, что расширяет производство (делает его более разнообразным) и распространение сетевой литературы.
В данной статье рассматривается, как форма базы данных все больше влияет на сетевую литературу, проникает в неё и приобретает собственную эстетику. Мы составили исследовательскую подборку в базе знаний ELMCIP (Electronic Literature as a Model for Creativity in Practice), состоящую из работ, которые являются свидетельством того, что они являются частью базы данных, принимая ее формальные характеристики. В данной статье мы рассматриваем, как переплетаются научная деятельность и художественная практика: ученые пытаются описать и исследовать область, а художники обращаются к базе данных в своих произведениях, производство баз данных, в свою очередь, развивает эту область, что приводит к созданию более разнообразной сетевой литературы.
Мы анализируем три произведения сетевой литературы: "Пункт подбора идентичности" Оли Лялиной, Heath Bunting (1999), Dictionary of the Revolution (2017) Амира Ханафи, Her Story (2016) Сэм Барлоу. Будучи встроенными в базу данных, эти работы отражают их различные роли в цифровой культуре. Наш анализ прольет свет на многообразие ролей, которые играют базы данных в области электронной литературы, как то: хранилище информации, платформы для распространения, художественные артефакты, а также как методологический инструмент для критического осмысления построения самой области. В частности, мы акцентируем внимание на трех функциях баз данных, которые усиливаются сетевой литературой: размышление об онлайн-присвоении идентичности и использовании данных; увековечение или сохранение; и тренировка эмпатии.
Скачивания
Литература
Alphen, E. (2014). Staging the Archive: Art and Photography in the Age of New Media. London: Reaktion Books.
Barlow, S. (2015). Her Story. [Videogame].
Bolter, J. D., Grusin R. (2000). Remediation: Understanding New Media. Cambridge: MIT Press.
Electronic Literature as a Model for Creativity and Innovation in Practice (ELMCIP) (2019). Electronic Literature Knowledge Base. URL:https://elmcip.net/knowledgebase.
Hanafi, A. (2011). A Dictionary of the Revolution. URL:http://qamosalthawra.com/.
Hanafi, A. (2015). Dictionary of the Revolution – a memory archive. URL:https://www.kickstarter.com/projects/259443084/dictionary-of-the-revolution-a-memory-archive
Hesselberth, P. (2017). Discourses on Disconnectivity and the Right to Disconnect. New media & society, 20(5), 1994-2010. https://doi.org/10.1177/1461444817711449
Lialina, O., Bunting, H. (1999). Identity Swap Database. URL:http://www.teleportacia.org/swap/.
Lovink, G. (2011). Networks without a cause: A critique of social media. Cambridge: Polity Press.
Manovich, L. (2001). The Language of New Media. Cambridge: MIT Press.
McLuhan, M. (1962). The Gutenberg Galaxy. London: Routledge & Kegan Paul.
New Technologies, New Textualities (NT2) Directory. (n.d.). Université du Québec à Montréal (Canada). URL:http://nt2.uqam.ca/fr/search/site/
Paul, Ch. (2007). The Database as System and Cultural Form: Anatomies of Cultural Narratives. In V. Vesna (Ed.), Database Aesthetics: Art in the Age of Information Overflow (pp. 95–110). Minneapolis: University of Minnesota Press.
Rettberg, S. (2012). Collective Memory and the Development of a Field: Building the Elmcip Electronic Literature Knowledge Base. The Digital Subject: Questioning Hypermnesia. International and Transdisciplinary Conference, Keynote Address.
Rettberg, S. (2019). Electronic Literature. Oxford: Polity Press.
Seaman, B. (2007). Recombinant Poetics and Related Database Aesthetics. In V. Vesna (Ed.), Database Aesthetics: Art in the Age of Information Overflow (pp. 121-142). Minneapolis: University of Minnesota Press.
Veel, K. (2009). Narrative Negotiations: Information Structures in Literary Fiction (vol. 331). Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht.
Veel, K. (2011). Information Overload and Database Aesthetics. Comparative Critical Studies, 8(2–3), 307–319. https://doi.org/10.3366/ccs.2011.0025
Vesna, V. (2000). Introduction: Database Aesthetics. AI & Society, 14, 155–56.
Vesna, V. (Ed.) (2007). Database Aesthetics: Art in the Age of Information Overflow. Minneapolis: University of Minnesota Press.