Критика опросного подхода к анализу взаимного сходства во внешнем виде потребительских продуктов внутри одной товарной категории

  • Роман Евгеньевич Бумагин Исследовательское агентство «Рефакта» (ЗАО)
  • Дмитрий Михайлович Рогозин Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при Президенте Российской Федерации
Ключевые слова: арбитражный суд, Роспатент, ФАС, суд по интеллектуальным правам, бренд, взаимное сходство до степени смешения, дизайн продукта, когнитивный анализ, потребительские продукты, социологическая экспертиза, рядовой потребитель, экспериментальный план, Unilever

Аннотация

В большинстве исследований по установлению взаимного сходства во внешнем виде потребительских продуктов внутри одной товарной категории, результаты которых используются как доказательство в юридическом споре двух правообладателей, социологи представляют свои заключения как единственно валидные и надёжные, подтверждённые идеальными экспериментальными планами и безупречной научной репутацией. Прикрываясь научной фразеологией, накопленными социальными статусами и рангом профессиональных институтов, они выступают защитниками той или иной стороны, отказываясь от базового принципа экспериментальной работы — безусловной открытости и фальсифицируемости полученных результатов. Сверхзадача данной статьи — вывести социологическое доказательство и экспертизу из тени институциональных игр, создать основу для научной критики методических решений, применяемых российскими социологами, выступающими поставщиками доказательств в спорах хозяйствующих субъектов. Для этого рассмотрен спор двух хозяйствующих субъектов по вопросу взаимного сходства во внешнем виде их потребительских продуктов внутри одной товарной категории. Разработан экспериментальный план, позволивший прийти к заключению о наличии сходства не только между сравниваемыми, но и между иными товарами этой же товарной группы. Подробно описана методика работы, что позволяет воспроизвести или подвергнуть критике полученные результаты. Методическое решение может быть использовано в иных социальных исследованиях по сходным юридическим делам. Таким образом, критика доминирующего в российской практике опросного подхода представлена через описание альтернативного экспериментального плана.

Биографии авторов

Роман Евгеньевич Бумагин, Исследовательское агентство «Рефакта» (ЗАО)
Кандидат социологических наук, генеральный директор исследовательского агентства «Рефакта» (ЗАО)
Адрес: Россия, 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 11, стр. 1
Дмитрий Михайлович Рогозин, Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при Президенте Российской Федерации
Кандидат социологических наук
Старший научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, заведующий лабораторией методологии социальных исследований Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при Президенте Российской Федерации
Адрес: Россия, 119034, г. Москва, Пречистенская наб., д. 11
Опубликован
2018-04-08
Как цитировать
БумагинР. Е., & РогозинД. М. (2018). Критика опросного подхода к анализу взаимного сходства во внешнем виде потребительских продуктов внутри одной товарной категории. Экономическая социология, 19(2), 86-119. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2018-2-86-117
Раздел
Расширение границ