Понятие ауры предметов винтажной одежды в рамках теории биографии вещей
Аннотация
Популярность исследований винтажной одежды растет в последнее десятилетие, а сам предмет исследований занимает значимое место в области моды. Понятие «винтаж» стало узнаваемым в пространстве современных медиа и вместе с тем на данный момент переживает ситуацию коммодификации, так как слово стало использоваться в ином контексте, чем на данный момент это закреплено в научном дискурсе. Коммодификации подвергается и сам предмет винтажной одежды. Новизна данной статьи состоит в привлечении понятия ауры для обозначения нематериальной составляющей подлинной винтажной одежды, включающей в себе возраст вещи, ее культурную биографию, следы времени, воспоминания и легенды, связанные с ней. Благодаря включению понятия ауры в исследования винтажной одежды, представляется возможным разграничить подлинники, реплики и современные предметы в «винтажном стиле» как на лексическом, так и на семантическом уровне. В этом случае примеры коммодификации как винтажной одежды, так и самого понятия «винтаж» могут быть рассморены в ключе процесса распада ауры.
Для интеграции понятия ауры в исследования моды мы воспользовались теорией культурной биографии вещей, предложенной Игорем Копытоффым. Эта оптика расширила возможности описания феномена коллекций и коллекционирования винтажной одежды. Так как коллекционирование винтажной одежды часто не ограничивается ее хранением и реставрацией, а включает в себя акты ее демонстрации на себе, собрания винтажа могут быть исследованы и как коллекции подлинных артефактов, и как частные гардеробные пространства. Понятия ауры и подлинности важны в данном случае для подтверждения статуса коллекционеров-пользователей.
Скачивания
Литература
Байд, Б. (2018). Следы ношения: изношенная материя из музейной коллекции одежды как форма прикосновения к памяти. Теория моды: одежда, тело, культура, (49), 127–159. https://doi.org/10.1080/1362704X.2017.1290204
Беньямин, В. (2021a). Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Судьба и характер. Азбука.
Беньямин, В. (2021b). Я распаковываю свою библиотеку. Речь о коллекционировании. Судьба и характер. Азбука.
Бишоп, Дж. (2019). Мотивация собирательства, или Что движет частными коллекционерами. Теория моды: одежда, тело, культура, 52, 225–232. https://doi.org/10.1080/1362704X.2018.1425515
Бодрийяр, Ж. (2001). Система вещей. Рудомино.
Брейшоу, Э. (2023). Когда костюм ведет себя плохо: бедность, болезнь и отвращение в нью-йоркском водевиле начала ХХ века. Теория моды: одежда, тело, культура, 68, 35–56. https://doi.org/10.3366/cost.2024.0289
Вудворд, (2013). Миф об уличной моде. Теория моды: одежда, тело, культура, 29, 153–174. https://doi.org/10.2752/175174109X381355
Голубев, А. (2022). Вещная жизнь. Материальность позднего социализма. Новое литературное обозрение.
Гусарова, К. (2024). Мода или страсть? Парадоксы глобальной современности в ирландском дейтинг-шоу. Теория моды: одежда, тело, культура, 71, 295–319.
де ла Хэй, Э. (2018). Критический анализ практик коллекционирования модной одежды. Теория моды: одежда, тело, культура, 50, 261–288. https://doi.org/10.3366/cost.2019.0098
Йенс, Х. (2014). Облаченные в историю. Ретро и представления об аутентичности в контексте молодежной культуры. Теория моды: одежда, тело, культура, 30, 11–32. https://doi.org/10.2752/136270404778051591
Копытофф, И. (2006). Культурная биография вещей: товаризация как процесс. В В. Вахштайн (ред.), Социология вещей. Сборник статей (сс. 134–169). Издательский дом «Территория будущего».
Нету, А. и Феррейра, Ж. Б. (2023). Прочные связи: взаимоотношения человека и одежды с точки зрения теории любви. Теория моды: одежда, тело, культура, 68, 283–319. https://doi.org/10.1080/1362704X.2023.2170706
Сэмпсон, Э. (2018). Слияние и отчуждение: одежда, ее создатель, потребитель, отношения «я и не-я» в контексте модных практик. Теория моды: одежда, тело, культура, 49, 73–101. https://doi.org/10.1080/1362704X.2017.1366187
Сэмпсон, Э. (2024). Стоптанные. Обувь, эмоциональная привязанность и аффекты ношения. Новое литературное обозрение.
Томас, (2019). Оттенки зеленого: наброски к словарю экомоды. Теория моды: одежда, тело, культура, 52, 55–73. https://doi.org/10.2752/175174108X346977
Трой, Н. Дж. (2014). Поль Пуаре и его стиль «минарет». Размышления о «подлинниках» и «репродукциях» произведений высокой моды и о взаимоотношениях моды с искусством. Теория моды: одежда, тело, культура, 31, 37–70. https://doi.org/10.2752/136270402778869055
Belk, R. (1995). Collecting in a Consumer Society. Routledge.
Gregson, N. & Crewe, L. (2003). Second-Hand Cultures. Berg.
Gregson, N., Crewe, L. & Brooks, K. (2001). Bjorn Again? Rethinking 70s Revivalism Through the Reappropriation of 70s Clothing. Fashion Theory, 5(1), 3–27. https://doi.org/10.2752/136270401779045716
Palmer, A. & Clark, H. (Ed.). (2005). Old Clothes, New Looks. Second Hand Fashion. Berg.
Postrel, V. (2003). The Substance of Style. How the Rise of Aesthetic Value Is Remaking Commerce, Culture, and Consciousness. HarperCollins e-books.
Shove, E. & Pantzar, M. (2005). Consumers, Producers and Practices. Understanding of Invention and Reinvention of Nordic Walking. Journal of Consumer Culture, 5(1), 43–64. https://doi.org/10.1177/1469540505049846
Copyright (c) 2025 НИУ ВШЭ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.