https://cmd-journal.hse.ru/issue/feedКоммуникации. Медиа. Дизайн2024-07-02T12:57:41+03:00Онегов Дмитрий Викторовичdonegov@hse.ruOpen Journal Systems<p class="text">Научный электронный журнал «Коммуникации. Медиа. Дизайн» издается при факультете керативных инжустрий НИУ ВШЭ с 2016 года. </p> <p class="text"><strong>Периодичность нашего издания:</strong> 4 выпуска в год. <strong>Языки журнала</strong>: русский и английский.</p> <p class="text">Ко всем материалам издания открыт постоянный, свободный и бесплатный доступ. Журнал не взымает с авторов плату за выпуск публикаций (APC). </p> <p> </p>https://cmd-journal.hse.ru/article/view/19748Практика профессионального медиаобразования: студенческий проект «Фестивальные медиа»2024-07-02T09:31:24+03:00 Марина Александровна Мясникова avt89@yandex.ru<p>Рассмотрен опыт реализации студенческого проекта «Фестивальные медиа» в рамках международного театрального фестиваля современной драматургии «Коляда-PLAYS». Изучена проблема использования фестиваля как ресурсной медиаобразовательной площадки для подготовки будущих специалистов в области медиа. </p>2024-06-29T13:22:13+03:00Copyright (c) 2024 Коммуникации. Медиа. Дизайнhttps://cmd-journal.hse.ru/article/view/21872Цифровое чтение и трансмедийное творчество как элементы мультиграмотности: опыт диалога исследователей и педагогов2024-07-02T09:37:38+03:00 Анна Алексеевна Новиковаa.a.novikova@gmail.com Евгения Викторовна Петроваevpetrova@hse.ru Любовь Фридриховна Борусякborusyaklf@mgpu.ru<p>В статье представлены результаты проекта, в котором изучаются актуальные практики чтения как части медиаграмотности. Статья опирается на экспертные интервью с педагогами-новаторами, литераторами, преподавателями университетов и авторами проектов, сочетающих цифровые инструменты и работу с текстами. На материале теоретических и эмпирических данных исследователи дают характеристику актуальным практикам чтения и предлагают определение цифрового чтения. В статье обоснован подход к современному чтению как к практике соучастия и сотворчества. Отмечается, что через актуализацию читательского опыта происходит развитие грамотности как в традиционном понимании, так и мультимедийной и трансмедийной грамотности.</p> <p><strong>БЛАГОДАРНОСТЬ</strong></p> <p>Исследование опирается на материалы, собранные в рамках гранта РФФИ № 19-29-14155, завершенного весной 2023 года. Эмпирическая часть собрана в рамках проекта «Цифровизация чтения в контексте актуальных исследований и образовательных практик» факультета креативных индустрий Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».</p>2024-06-29T00:00:00+03:00Copyright (c) https://cmd-journal.hse.ru/article/view/17908Сайнс-арт и китч: компьютерное искусство на основе больших языковых моделей2024-06-30T14:17:05+03:00 Станислав Вячеславович Миловидовsmilovidov@hse.ru<p>Появление больших языковых моделей привело к распространению популярных сегодня графических генераторов (DALL-E, Midjourney, Stable Diffusion, Kandinsky и др.), что стало причиной повсеместного распространения и демократизации художественных практик, связанных с использованием нейронных сетей. В статье анализируются процессы исчезновения границ между искусством и китчем, применительно к компьютерному искусству. Рассматривается китчизация генеративной графики нейросетей и способы её преодоления посредством обращения к научному знанию и художественному направлению сайнс-арт, а также возникающие в связи с этим новые художественные практики и противоречия.</p>2024-06-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Коммуникации. Медиа. Дизайнhttps://cmd-journal.hse.ru/article/view/18116Мультимедийные инструменты в цифровом контенте деловых СМИ (на примере изданий «Ведомости» и The Wall Street Journal)2024-06-30T14:17:08+03:00 Кристина Александровна Назароваkanazarova_1@edu.hse.ru Михаил Владимирович Зеленцовmzelentsov@hse.ru<p><span style="font-weight: 400;">В статье анализируется цифровой контент деловых изданий на момент запуска веб-версии и в настоящее время: форматы и инструменты подачи новостной и аналитической информации. Авторами исследования сформулированы также рекомендации по модернизации цифрового контента с целью территориальной популяризации и увеличения охвата аудитории.</span></p>2024-06-29T14:29:56+03:00Copyright (c) 2024 Коммуникации. Медиа. Дизайнhttps://cmd-journal.hse.ru/article/view/21873Концепция Brainmedia: мозг как медиа и искусство2024-07-02T12:20:52+03:00 Анна Владимировна Маквейamcvey@hse.ru<p>В статье предложена концепция Brainmedia, в рамках которой мозг рассматривается как самостоятельное медиальное измерение в пространстве нейрокультуры. Стремительное развитие нейронаук, начавшееся в последнюю декаду XX века и получившее мощный импульс с появлением средств нейровизуализации, привело к нейроповороту в истории человечества и формированию нейроцентрического стиля мышления.</p> <p>Мозг из абстрактной модели обработки информации («мозг как компьютер») превратился в реальную сущность, обладающую собственной перформативной субъектностью. Он есть «медиум и послание». Переосмысление ключевых нейроконцептов происходит в плоскости Brain Art, где мозг становится, с одной стороны, объектом творческого самовыражения художника, а с другой — инструментом концептуализации, критики и анализа новых научных идей и открытий.</p> <p>В статье предложены к анализу ключевые понятия нейрокультурного дискурса: «церебральность», «нейропластичность», «нейродедукционизм», «нейроэссенциализм», а также сформулированы концептуальные рамки рассмотрения проблемы «personhood vs brainhood» в пространстве художественных практик.</p>2024-06-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 https://cmd-journal.hse.ru/article/view/17361Общественное измерение креативности и исторический материализм2024-06-30T14:17:15+03:00 Алексей Денисович Переясловapereiaslov@hse.ru<p>Автор статьи предлагает расширить понимание креативности в поле исторического материализма. Приводятся примеры отражения внеэконмических проявлений креативности в различных гуманитарных науках. Особый акцент делается на теории социального действия и социологической теории креативности Х. Йоаса. </p>2024-06-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Коммуникации. Медиа. Дизайнhttps://cmd-journal.hse.ru/article/view/17418Конструирование локальной идентичности: подходы к изучению2024-07-02T12:57:41+03:00 Ирина Алексеевна Тихоноваiatikhonova@hse.ru<p>В статье изучается опыт исследования конструирования локальных идентичностей. Автор рассматривает компоненты территориальной идентичности, ее функции. Кроме того, проанализированы методологические подходы, применяемые при исследовании идентичностей, и методы, используемые в исследованиях в разных странах. Автор делает вывод о том, что различные подходы к определению локальной идентичности, а также разработанные исследователями типологии ее компонентов зависят от направленности академической дисциплины, из которой они произошли. Для изучения локальной идентичности в проанализированной литературе исследователи применяли чаще количественные методы исследований. Вместе с тем автор отмечает, что в приведенных источниках используется ограниченный набор методологических подходов в силу того, что они не всегда отражены в исследованиях.</p>2024-06-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Коммуникации. Медиа. Дизайнhttps://cmd-journal.hse.ru/article/view/21874Особенности антикризисного управления в государственных информационных агентствах2024-06-30T11:43:55+03:00 Екатерина Васильевна Копытковаkate.7777777@mail.ru<p>В статье проводится обзор типологий кризисных явлений в информагентствах, вынужденных работать в условиях высокого уровня сложности постпандемийной информационной среды. Разбирается применяемая в них методология диагностической деятельности, направленная на предупреждение многочисленных кризисных явлений, включая мониторинг внешней среды и системный анализ сигналов о возможных изменениях состояния и конкурентного статуса информагентства. Представлен аудит управленческого и финансового климата, бухгалтерского состояния, риск-менеджмент и оценка текущего состояния, а также прогнозирование возможных состояний и определение сценариев будущего состояния информагентства. Основное внимание уделяется особенностям методов управления рисками в деятельности информагентств в период кризиса, начиная с метода построения карты рисков и метода интегративного управления ими и заканчивая методом построения информационной системы управления рисками. В заключительном разделе, опираясь на опросы менеджеров-экспертов, авторы проводят оценку методов антикризисного управления, применяемых в ТАСС и «РИА Новости», систематизируя полученные по указанным информагентствам данные о моделях и мерах, условиях и инфраструктуре, прогнозируемых рисках антикризисного управления.</p>2024-06-29T00:00:00+03:00Copyright (c) https://cmd-journal.hse.ru/article/view/21878Сравнение журналистских культур разных стран2024-06-30T14:25:37+03:00 Фолькер Ханишfolker.hanusch@univie.ac.at Томас Ханичhanitzsch@ifkw.lmu.de<p>В последнее время сравнительные исследования в области журналистики стали чрезвычайно популярны, однако в существующих работах сохраняется целый ряд методологических и логистических проблем. Во введении к специальному выпуску «Сравнение журналистских культур» дается краткий обзор этих проблем, а затем описывается история становления исследования «Миры журналистики» (Worlds of Journalism Study, WJS) – беспрецедентного международного коллективного проекта по изучению журналистской культуры в 66 странах. В частности, мы размышляем о методологических проблемах, с которыми пришлось столкнуться в рамках исследования, и о попытках их решения, предлагая ряд идей, которые могут оказаться полезны для дальнейших исследований в этой области.</p> <p>Перевод выполнен по изданию: Hanusch, F. & Hanitzsch, F. (2017). Comparing Journalistic Cultures Across Nations. Journalism Studies, 18(5), 525–535. <a href="https://doi.org/10.1080/1461670X.2017.1280229">https://doi.org/10.1080/1461670X.2017.1280229</a> Переводчик: Паршакова А. В.</p>2024-06-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 https://cmd-journal.hse.ru/article/view/21897Теория незаменима для понимания и согласованности PR практики2024-06-30T15:18:41+03:00 Екатерина Владимировна Егороваegorova@nikkolom.ru<p>Эта работа рекомендована серьезным ученым и практикам в области связей с общественностью. Читатели узнают о наиболее влиятельных идеях, которые способствовали зарождению и развитию стратегической коммуникации и продолжают играть первостепенную роль в решении наиболее актуальных вопросов в современном PR. Авторы показали, что представленные теории по-прежнему актуальны. Кроме того, идеи, представленные в этой книге, чрезвычайно полезны для совершенствования способности ориентироваться в постоянно меняющейся сложной информационной среде.</p>2024-06-29T00:00:00+03:00Copyright (c)